Б
удни и праздники
Экзам ены в
девиц и
В . Н . П леш ко ва
П у б л и к а ц и я , перевод и к о м м ен т а р и и
,
концы в Петербурге.
'нститте благородных
Корпуса ж ф м еров
путей сообщения
Экзамены в Институтах благо-
родных девиц и других учебных
заведениях России делились на
инспекторские и публичные. Ин-
спекторские проходили каждый год
и в выпускных классах «отличались
от обычных годовых экзаменов, -
констатировал автор фундаменталь-
ной истории Смольного института
Н. П. Черепнин, - лишь большей
торжественностью, вследствие при-
сутствия на них начальствующих лиц
и почетных гостей»1. Эти экзамены,
вспоминала выпускница Смольного
института М. С. Угличанинова, «были
строги, но справедливы»2. По мнению
выпускницы Екатерининского ин-
ститута А. Н. Энгельгардт они были
«серьезным делом, решавшим судьбу
воспитанниц относительно дипломов
и наград, выдававшихся при выпуске.
Публичные же экзамены были пустой
церемонией; воспитанницы заранее
знали, что им придется отвечать; здесь
читались лучшие сочинения, иногда
стихи, сочиненные выпускницами»3.
«Мы сильно боялись инспекторских
экзаменов, где производилась дей-
ствительная оценка познаний, - вто-
рит ей другая институтка А. В. Стер-
лигова, - а публичные и царские
экзамены были только исполнением
торжественных обычаев, на которых
присутствовали царские особы,
родные и знакомые»4. Аналогичные
оценки этих экзаменов можно найти
в воспоминаниях многих институток.
В столице в силу того, что ос-
нователями и попечителями петер-
бургских учебных заведений явля-
лись члены императорской семьи,
публичные экзамены приобрели
характер придворных мероприятий.
«На публичные экзамены, - писал
Н. П. Черепнин, - приглашались по
особым билетам члены дипломати-
ческого корпуса, статс-дамы, фрей-
лины, первые и вторые чины Двора,
члены Государственного Совета,
сенаторы, генерал-адъютанты, фли-
гель-адъютанты, высшие военные
и морские чины, католический ми-
трополит, заслуженные протоиереи,
законоучители, инспекторы и прочие
служащие других учебных заведе-
ний, начальницы институтов, чины
IV Отделения Собственной Его
Императорского Величества Канце-
лярии, знатные лица и иностранцы, а
также родители и родственники вы-
пускных воспитанниц, <.
.. > воспи-
танницы некоторых других женских
институтов»5. «Все иностранные
послы, которые знали, что это будет
приятно императрице», считали
своим долгом присутствовать на этих
экзаменах - писала небезызвестная
А. О. Смирнова-Россет, вспоминая
свои выпускные экзамены в 1826 г.6
Типичным образцом подобного эк-
замена был всем хорошо известный
экзамен в Царскосельском лицее, на
котором впервые публично блеснул
молодой Александр Пушкин.
Публичные экзамены длились
два-три дня и обычно распадались
на две части. Утром проходили эк-
замены по различным учебным дис-
циплинам, а после обеда институтки
демонстрировали свои достижения
в области искусств: пели, играли
на музыкальных инструментах,
танцевали. Эта часть экзамена за-
вершалась «традиционным pas de
châle7, изображавшим громадную
букву имени царствующей импе-
ратрицы»8. «Экзамен сошел очень
удачно, - вспоминала М. С. Углича-
нинова, - солистки пели очень мило,
хор тоже мастерски справился со
своим делом, а относительно танцев
за нас не боялся никто <.
..> В этом
отношении воспитание наше шло
совершенно успешно»9. Танцам и
музыке, как писал Н. П. Черепнин,
уделялось столь много внимания в
связи с тем, что «публика ими ин-
тересовалась гораздо больше, чем
научными предметами»10.
Неизменной частью выпускных
экзаменов в институтах благородных
девиц была устраивавшаяся «для обо-
зрения посетителей» выставка работ
воспитанниц, среди которых преоб-
ладали «подарки своего рукоделия»
для членов императорской семьи11.
«Тут можно было видеть, - вспоми-
нала Е. Н. Водовозова, - превосходно
вышитые ковры, вышивки по батисту
и цветной материи гладью, белой и
разноцветной бумагой и шерстями,
искусно исполненные цветы, а также
белье, сшитое ручной строчкою. На
стенах висели картины, написанные
масляными красками и акварелью:
здесь красовалась головка гречанки,
там - девочка с козой, цветы»12.
Публичные экзамены были
тщательно подготовленным и отре-
петированным спектаклем для высо-
ких гостей. Вообще императрицы и
члены царской семьи регулярно бы-
вали в Смольном и Екатерининском
институтах, обычным делом было и
посещение с разрешения императри-
цы этих заведений августейшими
особами, знатными иностранцами,
русскими вельможами, иностранны-
ми послами и путешественниками13.
Воспитанницы, привыкшие к подоб-
ным посещениям, уже не испыты-
вали естественного в таких случаях
волнения и тревоги. Со временем
причины, побудившие Екатерину II
ввести публичные экзамены в инсти-
тутах благородных девиц, утратили
свое значение. В связи с тем, что
больше не было потребности «даль-
нейших публичных доказательств
достоинства воспитания и образо-
вания, даваемых воспитанницам
Смольного», публичные экзамены
в ходе реформы 1861 года были от-
менены, и впредь «особое внимание
было обращено на переводные и вы-
пускные экзамены»14.
Экзамены в Институте Корпуса
инженеров путей сообщения, не-
смотря на наличие приглашенных
гостей, существенно отличались от
аналогичных испытаний в институ-
тах благородных девиц. Как верно
подметил Дж. К. Адамс, «экзамен
был настоящий и строгий»15. Объяс-
нялось это тем, что институт готовил
специалистов, которые, став инжене-
3 5
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 36 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст