Б
удни и праздники
3 8
и музыка. Ежегодная плата пансио-
нерок из благородных 600 рублей из
мещанок - 400. В это входит одежда
и прочие расходы. Родителям не по-
зволяется делать никаких подарков,
за исключением сахара и чая. Нас
провели по помещениям каждого
класса, и воспитанниц перед нами
опрашивали монахини. В отделении
благородных около 500 юных леди.
Нам были представлены внучка Су-
варрова46 и дочь Виттенгенштейна47.
Нам показали дортуар, столовую и
лазарет. В последнем мы увидели не-
скольких больных детей в кроватях.
Во всем учреждении царила чистота,
опрятность и порядок. Перед уходом
мы подкрепились чашкой превосход-
ного шоколада48. Добрая баронесса,
бывшая весьма любезной, закончила,
к нашему удовлетворению, извине-
нием за то, что не в ее силах более нас
развлекать. Визит был достаточно
продолжительным, ибо мы провели
в здании три часа».
«Пятница 3-е [сентября 1813 г.] -
Сегодня нам было назначено посе-
тить Институт Св. Катерины учреж-
дение для обучения молодых леди из
благородных семей под патронажем
императрицы-матери. Госпожа дирек-
триса49 приняла нас очень любезно и
провела через все помещения. В уч-
реждении содержится 250 леди - все
из благородных семей. Они разделе-
ны на два класса, и каждый класс на
три части. Классы отличаются по на-
званиям Les Grandes и Les Pettittes50.
Курс обучения составляет шесть лет.
Три года в каждом классе и год в
каждом отделении. Их учат чтению,
письму, арифметике, географии, ло-
гике, физике, вышиванию, музыке,
танцам и трем языкам: русскому,
немецкому и французскому. Классы
в нашем присутствии весьма основа-
тельно экзаменовали по географии,
арифметике, переводу с русского на
французский и декламации. Одна из
экзаменующихся княжна Jakoisky51,
извлекая кубический корень, продела
целый ряд вычислений, но умело и
легко справилась с задачей. После
того как мы провели два часа на этих
экзаменах, нас провели в salle a danc-
er52, очень просторный зал, в котором
мы обнаружили всех собравшихся
юных леди. Их оказалось около 240.
Они стояли в два ряда, и директриса
провела нас между рядами к концу
зала. Когда мы проходили, они все
приветствовали нас реверансами.
Кресла в конце зала были расставле-
ны, и добрая госпожа уселась сама,
предложила г-ну Г.53 сесть с одной сто-
роны от нее и мне - с другой. Юные
леди образовали перед нами полукруг
и в центре установили фортепьяно.
Учитель сыграл несколько мелодий
и сначала аккомпанировал.
..54 Затем
они пели хором под инструмент, По-
сле музыки начались танцы. Па были
красивые и предоставляли леди воз-
можность проявить всю свою грацию.
Танцы в подавляющем большинстве
были в балетном стиле.
Юная графиня Шувалова55,
которой на вид было около 17 лет,
стояла за креслом госпожи дирек-
трисы. Она очень хорошо говорила
по-английски и некоторое время раз-
говаривала со мной. Помимо этого
она изъяснялась по-французски,
по-немецки и по-русски. У нее были
изящные формы, правильные и вы-
разительные черты лица. Она была
самой хорошенькой русской, каких
я видел. А ее манеры были весьма
бесхитростными и любезными. Де-
вушке, поступившей в институт, не
позволяется его покинуть, пока не
завершится ее образование. Ее роди-
телям и друзьям позволено навещать
ее в институте по их желанию. Княж-
на Jakoisky является единственным
исключением из этого правила. Ей
позволяется навещать своего отца
раз в две недели. У него слабое
здоровье и неустойчивое душевное
состояние. Эта леди единственная
наследница имения, приносящего
400 000 рублей в год.
Стоимость обучения 550 [ру-
блей] в год. В это включается одежда
и все прочие расходы. Заведение
не всегда покрывает все расходы, и
дефицит восполняется из личных
средств императрицы-матери, ко-
торая является основательницей
института».
«Суббота 4 [сентября 1813 г.]
Сегодня мы ходили осматривать
еще один институт, основанный для
обучения бедных девочек сирот.
Прежде он назывался Institution des
orphelins56, но император Павел на-
звал его «Мариинским» в честь своей
жены, которая его основала. В него
принимают только детей, потеряв-
ших своих родителей и полностью
лишенных средств к существова-
нию. Все расходы оплачиваются из
личных средств императрицы-ма-
тери57. В учреждении содержится
55 девочек от 10 до 18 лет. Их учат
чтению, письму, арифметике, шитью
и вышиванию. Нам показали изряд-
ное количество вышивок их работы,
которые были весьма хороши. Эти
плоды их мастерства и трудолюбия
продаются, и вырученные суммы вы-
даются им по окончании института,
чтобы облегчить им начало жизни.
В институте они пребывают шесть
лет. Нас привели в столовую, когда
они входили на обед. Они просле-
довали к своим местам за длинным
столом, протянувшимся во всю дли-
ну комнаты, повернулись, и стали
лицом к образу Девы Марии в углу и
около четырех минут молились, пре-
жде чем уселись за стол. Суп, ломтик
мяса и черный хлеб составляли сто-
явший перед ними обед».
«Фев[раля] 21/ мар[та] 4[1820]
< .
..>.Сегодня я присутствовал на
публичном экзамене молодых леди,
обучавшихся в Институте ордена
Св. Екатерины и покидающих этот
институт по завершении курса об-
учения, числом 116. Придворные,
выдающиеся личности etc, присут-
ствовали наряду с дипломатическим
корпусом, все по специальному
приглашению, собрание было самое
выдающееся и многочисленное.
После моего приезда юные леди
экзаменовались по естественной
истории, электричеству etc, затем
они пели и потом танцевали, все
они исполняли наилучшим обра-
зом. Музыка действительно была
прекрасная. Некоторые из юных
леди пели замечательно, но большая
точность, с которой они
все
(курсив
автора. -
В.
П.) танцевали, была наи-
более примечательным обстоятель-
ством, сопутствовавшим экзамену.
Их исполнение напоминало конную
гвардию или полк, выполняющий
свои экзерсисы».
«20-е [мая 1812 г.]. Мы получили
печатные приглашения от генерала
Бетанкура58 посетить сегодня и зав-
тра с десяти утра до двух пополудни
ежегодный экзамен студентов Ин-
ститута путей сообщения59 или, дру-
гими словами, Школы инженеров;
и между десятью и одиннадцатью
сегодняшнего утра я отправился с
г-ном Смитом60. Экзамен в целом
ограничивался математическими на-
уками арифметикой, алгеброй, теори-
ей пропорций и прогрессий с постро-
ением логарифмов и использованием
таблиц, элементарной геометрией,
планиметрией, тригонометрией и
использованием таблиц синусов и
объяснением инструментов, исполь-
зуемых при геодезических съемках.
Студентам было от четырнадцати
до девятнадцати или двадцати лет
от роду, и экзамен был настоящий
и строгий. Задачи, даваемые им для
решения, были для них совершенно
неожиданными, и они предваритель-
но к ним не готовились. Некоторые
из задач, нуждавшиеся в долгих и
сложных доказательствах, предла-
гались им присутствовавшими по-
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 39 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст