Г
ород далекий и близкий
Ленинград. Большой зал
филармонии. После исполнения
симфонии в присутствии
Шостаковича
Виолончельная группа Академического симфонического оркестра
Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
(Гофман - первый ряд, второй справа)
улыбнулось, и 17-летнего виолонче-
листа пригласили солистом в Об-
ластное концертное объединение,
вскоре стало известно о подготовке
к открытию Оперного театра в Но-
восибирске.
НОВОСИБИРСКИЙ ТЕАТР
ОПЕРЫ И БАЛЕТА
Начало строительства Новоси-
бирского театра оперы и балета от-
носится еще к довоенному времени.
В 1937 году, на Всемирной выставке
в Париже макет театра был удостоен
Гран-при. В том же году все руко-
водители проекта были обвинены
в подрывной деятельности, репрес-
сированы и погибли в лагерях. В
1941 году здание было уже готово,
а на время войны законсервиро-
вано. Здесь хранились экспонаты
из музеев Ленинграда и Москвы, а
также коллекция уникальных му-
зыкальных инструментов. Театру
катастрофически не хватало музы-
кантов, поэтому директор театра
Юлианов получил полномочия
принимать в штат театра с пропи-
ской всех музыкантов, независимо
от национальности и статуса. При-
нимали как ссыльных поселенцев,
так и немцев-спецпоселенцев, на-
ходившихся на учете КГБ. 12 мая
1945 года состоялось торжественное
открытие Новосибирского театра
оперы и балета оперой М. И. Глинки
«Иван Сусанин». Это было знамена-
тельное событие не только в рамках
одного города, но и в истории всей
русской культуры того времени. За
грандиозные размеры театра его
нарекли «сибирским Колизеем».
Условия для работы музыкантов
были созданы идеальные. Целый
год шли репетиции по подготовке к
премьере. Музыкантов разместили
в трех лучших гостиницах города,
напротив театра. Регулярно вы-
давался продовольственный паек с
жизненно необходимыми продукта-
ми. Правда, готовить приходилось
самим по очереди, на общей кухне.
Не раз можно было встретить
здесь молодого человека с копной
густых кучерявых волос. Ходили
слухи о его сверхъестественных та-
лантах парапсихолога. После войны
многие разыскивали своих родных,
а он мог определить по фотографии
о нахождении данного лица. Имя
его - Вольф Мессинг. Они познако-
мились с Женей, когда вместе вари-
ли на кухне обед. Однажды Мессинг
наклонился к Жене и тихо сказал:
«Потерпи, брат, все равно уедешь
в Германию. Ты же немец». - «Вот
чудак», - подумал Женя. Коллек-
тив оркестра подобрался высоко-
профессиональный. Концертмей-
стером виолончелей был Георгий
Евгеньевич Перимитин. Это был
опытнейший музыкант, бывший
концертмейстер Большого театра,
ученик великого А. А. Брандукова,
друга С. В. Рахманинова. По ложно-
му доносу за политический анекдот
Перимитин был на десять лет сослан
в Сибирь. Он сразу обратил вни-
мание на молодого виолончелиста
и предложил ему свою помощь.
«Женя, если ты будешь заниматься
по 4-6 часов каждый день, гаран-
тирую тебе поступление в Большой
театр». Такое напутствие большого
музыканта придало уверенности в
свои силы, хотя выполнение обе-
щания требовало немалых усилий и
отказа от жизненных удовольствий.
Репертуар спектаклей был обшир-
ный и состоял как из русской, так
и зарубежной оперной и балетной
классики. Из опер чаще всего шел
«Иван Сусанин», поэтому Евгений
играл свою партию наизусть. При-
дя домой после спектакля, снова
садился за виолончель и еще часа
два, до глубокой ночи, выучивал
задание, обещанное педагогу. Для
сна хватало 4-5 часов, а наутро было
удивительное ощущение счастья от
выполненного урока. Перимитин
готовил его по уникальной мето-
дике К. Ю. Давыдова «100 этюдов
на виолончели для правой и левой
руки». П. И. Чайковский высоко
ценил Давыдова и назвал его «царем
всех виолончелистов нашего века».
Перимитин стал для Евгения не
6 7
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 68 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст