Г
ород далекий и близкий
только по Невскому уже не ходили
трамваи. Концерты оркестра про-
ходили в Большом белоколонном
зале Ленинградской филармонии.
Это желто-белое здание у памят-
ника Пушкину было по-прежнему
торжественным и строгим, как и все
постройки архитектора Росси. Од-
нажды, укладывая после концерта
свой инструмент в футляр, взгляд
Евгения остановился на афише с
текстом: «Объявлен конкурс на
замещение вакантной должности
концертмейстера виолончелей».
В голове закружился рой мыслей о
предстоящем конкурсе. В Свердлов-
ске восприняли заявление ведущего
виолончелиста как измену. При-
шлось теперь через суд отстаивать
свое законное право свободного
художника. Наконец все трудности
были позади. Победа на конкурсе
в оркестр Ленинградской филар-
монии открыла новую страницу в
трудовой книжке и в жизни.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ПОНЕДЕЛЬНИКИ»
ЦПКиО ИМ. КИРОВА
Лето 1963 года выдалось в
Ленинграде на редкость теплым
и сухим. Это был сезон каникул и
отпусков, когда местных жителей
вытеснили туристы и гости Се-
верной столицы. Они, как пчелы
в улье, заполняли кафе и парки и,
подобно течению Невы, сливались
с ее гранитными набережными, и,
переполняясь, текли изо дня в день
в свободном движении. Этот поток
становился еще полноводнее в бе-
лые ночи, когда «одна заря сменить
другую спешит, дав ночи полчаса».
В это лето наша семья осталась в
городе.
Мой папа был полковник авиа-
ции в отставке, прослуживший в
армии 40 лет. Уйдя на пенсию, он
был приглашен на должность глав-
ного администратора в Централь-
ный парк культуры им. Кирова.
Однажды он принес нам сообщение
о том, что в Летнем театре парка
начинается сезон концертов Сим-
фонического оркестра Ленинград-
ской филармонии, под названием
«Музыкальные понедельники». Со
всего города стекались сюда люби-
тели серьезной музыки. Желающих
оказалось больше, чем ожидали
устроители концертов. Задолго до
начала концерта выстраивалась
перед кассой длинная очередь.
К, счастью, театр был вместитель-
ный, и вне его стен никто не оста-
вался. В программе стояли имена
знаменитых дирижеров: Кондраши-
на, Рахлина, Хайкина, Ярви, Янсон-
са, Рождественского. В ту пору я
заканчивала музыкальную школу, и
приобщение к серьезной музыке
было для меня поистине таинством.
Наступил день первого концерта. С
трепетом входила я в большой зал
Летнего театра. Он назывался лет-
ним, потому что был открыт только
летом и в нем не было ни отопления,
ни окон. Внутри зал был перекрыт
деревянными балками. Из-за этого
он больше напоминал просторный
сарай, нежели концертный зал, но
сцена была хорошо освещена. На
первый концерт мама сшила мне
платье из тонкой розовой ткани, и
я чувствовала себя, как Наташа
Ростова перед первым балом. Тогда
вышел на экраны американский
фильм «Война и мир» и некоторые
женщины делали мне комплимент,
находя во мне сходство с американ-
ской актрисой Одри Хепберн. По-
степенно зал заполняли зрители.
Первые ряды в зале занимали по-
жилые дамы, которых мама называ-
ла «старыми петербуржками». Я с
любопытством разглядывала их
причудливые прически и головные
украшения, состоящие из сеточек с
жемчужными камешками. От этих
дам веяло давно ушедшей стариной,
пудрой и духами. В зале погасили
свет, и на сцену стали плавно вы-
ходить из обеих кулис музыканты,
держа в руках свои инструменты.
Я выбрала себе место напротив
дирижера. Теперь оркестр был пере-
до мной как на ладони. Виолончель-
ная группа была расположена пря-
мо по центру, напротив дирижера,
так что я могла видеть первый пульт
виолончелей совсем близко. Дири-
жер взмахнул палочной, и полилась
музыка. Я внимательно следила за
движениями смычка виолончели-
ста, который в паузах едва накло-
нялся в мою сторону так, что наши
глаза встречались. От его присталь-
ного взгляда я никуда не могла
деться. Мне казалось, что ни он, ни
я больше никуда не смотрели, толь-
ко с любопытством разглядывали
друг друга. Мне это напомнило
картину в Павловском дворце
«Амур, стреляющий из лука». Эф-
фект картины заключался в том, что
с какой бы стороны вы к ней не
подходили, Амур целился именно в
вас. Такое же явление происходило
и со мной. Каждый раз я старалась
приобретать билет на одно и то же
место в зале. В антракте публика
выходила из зрительного зала на
улицу. Музыканты собирались у
служебного подъезда, одни курили,
другие одиноко смотрели по сторо-
нам. Меня мучило любопытство
разгадать таинство, которым владе-
ли эти люди в черных фраках, кото-
рым было дано свыше создавать
чудо под названием музыка. Однаж-
ды мы с сестрой решились, наконец,
осуществить наше намерение при-
близиться к музыкантам. Как толь-
ко мы поравнялись с ними, неожи-
данно от них отделился как раз тот
виолончелист, с которым мы пере-
глядывались во время концерта.
«Здравствуйте, мы заметили, что вы
часто приходите на концерты. Ве-
роятно, вы любите классическую
музыку?» - спросил он голосом
удивительно приятного тембра.
Меня поразил его взгляд, с необы-
чайно добрым и приветливым вы-
ражением голубых глаз на гладком
лице, с двумя ямочками на щеках.
Чуть вьющиеся волосы обрамляли
его нордический лоб удивительно
правильной овальной формы голо-
вы. Итак, начало нашему знаком-
ству было положено. Теперь я от-
считывала время неделями, от по-
недельника до понедельника. На-
ступил день заключительного кон-
церта этого сезона, в программе
которого стояла музыкальная ком-
позиция на музыку Э. Грига «Пер
Гюнт». Этот норвежский компози-
тор был мне тогда незнаком, но
музыка и игра актеров произвели на
меня неизгладимое впечатление.
Главную роль Пер Гюнта исполнял
прекрасный актер Лев Колесов,
Сольвейг - обаятельная актриса
Гурецкая, соблазнительницу и тан-
цовщицу - незабвенная Елена
Юнгер. После этого концерта Евге-
ний проводил меня домой, а по пути
он мне подробно рассказывал исто-
рию этой драмы, как будто вклады-
вая в рассказ что-то личное. Это
была романтическая история чи-
стой и бескорыстной любви девуш-
ки Сольвейг к юноше Пер Гюнту.
Долгие годы он скитался, отшель-
ничал, желая познать жизнь. В
конце концов он снова вернулся в
родной дом, где встретил юную,
очаровательную Сольвейг, которая
полюбила его, простила его ошибки,
поверила ему и подарила счастье
любви. Пер Гюнт боготворил Соль-
вейг, был счастлив что наконец об-
рел любовь, и носил свою Сольвейг
на вытянутых руках, чтобы не
уронить и не запачкать. Наши
встречи становились все чаще. Мне
хотелось все больше и больше уз-
6 9
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 70 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст