Г
ород далекий и близкий
7 0
нать о прошлой жизни моего Пер
Гюнта, как я стала втайне его на-
зывать. Однако он постоянно укло-
нялся от этой темы и переводил
разговор на семью своей сестры
Эллен и ее знаменитого мужа Алек-
сея Пахомова, автора известной
серии литографий «Ленинград в
годы блокады». В их просторном
доме в Шувалово находилась его
творческая мастерская, заполнен-
ная его работами разных лет. Часто
они садились с ним за шахматную
доску, и, чтобы не обидеть профес-
сора, Евгений умышленно проигры-
вал ему. Однажды я очень осторож-
но затронула вопрос национально-
сти, так как имена его родственни-
ков звучали не по-русски. Он
почему-то смутился, покраснел, а
потом, как будто был в чем-то вино-
ват, признался: «А знаешь, Наташа,
я ведь немец. Если твой папа узнает,
он запретит нам встречаться. Он
ведь две войны прошел». Я удив-
ленно покачала головой, мол, нем-
цы и фашисты - это разные поня-
тия. Тогда я уже знала из истории,
что почти все русские цари были
немецких кровей, а в Москве целый
район назывался Немецкой слобо-
дой. А как много я слышала мами-
ных ностальгических рассказов об
Австрии, о Вене, где я родилась
после войны. Она много рассказы-
вала о немецкой аккуратности, о
чистоте в домах. А сколько нот при-
везла мама из Австрии с немецкими
текстами песен Шуберта, вальсами
Штрауса и опереттами Кальмана.
Я испытывала жадный интерес к
прошлой жизни этого человека,
который, как мне казалось, утаива-
ет от меня самое главное. Я жадно
слушала повесть его жизни, как
будто читая увлекательную книгу,
перелистывая страницу за страни-
цей. Он рассказывал очень спокой-
но, даже иногда с юмором, без
обиды на судьбу, без трагических
нот в голосе, часто повторяя одно и
то же: «Меня спасала моя виолон-
чель. Я постоянно занимался и шел
к своей цели. Я же счастливчик».
История жизни этого человека, его
жизнелюбие и оптимизм затаили во
мне желание навсегда связать с ним
мою судьбу. Мама стала замечать,
что и наши с ним отношения пере-
растают дружеские, а мои разгово-
ры о замужестве вызывали у нее
отрицательную реакцию. «Ты с ума
сошла! Выходить замуж за немца,
да еще на 15 лет старше! Ты мне не
дочь!» - сокрушалась мама. Даль-
нейшие объяснения были бесполез-
ны, и в моей голове уже созрел план
действий. Мы подали заявление
ЗАГС, через две недели нас зареги-
стрировали, и наш союз был оформ-
лен теперь официально под фами-
лией Гофман. Вопреки нашим опа-
сениям, папа отнесся весьма добро-
желательно к этому событию и даже
поздравил нас обоих. Мама же еще
на долгие годы затаила обиду, сде-
лав меня бесприданницей. Зато я
чувствовала себя законной женой,
а через год в нашей семье появилась
дочь, которую мы назвали сказоч-
ным именем Алиса. Мне стала
близка и понятна жизнь музыкан-
тов. Когда-то в ЦПКиО они каза-
лись мне неземными существами,
творившими чудо-музыку, а теперь
я ежедневно могла видеть, как соз-
дается это чудо. А создавалось оно
ежедневными занятиями дома гам-
мами и пассажами, повторявшими-
ся бесчисленное число раз. «У му-
зыкантов нету детства», - объяснял
мне мой муж. А со временем я
убеждалась и в том, что и моло-
дость, и зрелость, и даже старость,
если кто доживет, посвящена люби-
мому инструменту, а уже потом
любимой жене и семье. Повезет
тому, кто сможет это все сочетать.
Все сорок лет, которые я прожила с
моим виолончелистом, я старалась
дышать с ним одним воздухом.
Благодаря ему я научилась пони-
мать музыку и пропускать ее через
себя. Я счастлива, что мы были в
дружеских отношениях с выдаю-
щимся дирижером Юрием Темир-
кановым, Фуатом Мансуровым,
Виктором Федотовым, имели не-
сколько незабываемых встреч с
Андреем Петровым и его обаятель-
ной женой Наташей. Когда-то С. В.
Рахманинов сказал, что на склоне
лет у человека остается только «не-
рушимое спокойствие нетревожи-
мых воспоминаний». Евгений долго
еще вспоминал репетиции и кон-
церты с великим Д. Д. Шостакови-
чем, Гербертом фон Караяном, с
Лорен Маазелем, Арвидом Янсон-
сом, Геннадием Рождественским,
Евгением Светлановым и еще мно-
гими другими, имена которых впи-
саны золотыми буквами в историю
Петербургской филармонии. Осе-
нью 1994 года корабль «Анна Каре-
нина» отчалил от берега на Васи-
льевском острове Петербурга и взял
курс к берегам Германии. Евгений
Гофман с семьей возвращался на
родину своих предков.
ПОСТСКРИПТУМ
Восемнадцат ь лет жизни в
Германии прошли быстро. По при-
езде в страну нас распределили в
земле Баден-Вюртемберг, в городе
Штутгарте, на родине Фридриха
Шиллера. Спустя несколько меся-
цев после приезда судьба свела нас
с двумя семьями местных немцев,
которые проявили к нам, а в нашем
лице и России, немалый интерес. В
большей степени это знакомство
завязалось на почве музыки, так
как обе наши новые знакомые пели
в хоре. Так началась наша интегра-
ция в новой стране, с ее обычаями,
привычками и интересами, где нам
суждено было прожить дальнейшую
жизнь. Через два года мы переехали
в Ганновер, как говорится, по семей-
ным обстоятельствам. Но дружбу
с нашими первыми знакомыми со-
хранили до сих пор. Там, в Ганновере,
появился на свет наш первый внук,
а дочь стала студенткой консер-
ватории. Евгений время от времени
давал частные уроки виолончели,
а я продолжала свои исторические
исследования и поиски архивных
материалов о культурных связях
наших двух стран. Результатом
этой работы стала книжка под
названием «Выдающиеся немцы
Петербурга», которая хранится в
каталоге Немецкой национальной
библиотеки в Мюнхене. Кто-то из
мудрецов сказал, что жизнь не зря
прожита, если успеть посадить
дерево или написать книжку. Мы с
Евгением успели и то и другое. Но его
здоровье постепенно шло на убыль.
Сказались три перенесенных еще
в России инфаркта. Стало резко
падать давление, и неделю он проле-
жал в больнице. Ранним мартовским
утром я, как всегда, пришла его на-
вестить. Он лежал очень спокойно с
закрытыми глазами. Вдруг широко
их открыл и очень четко произнес:
«Иди, пожалуйста, домой!» Я про-
должала стоять. Он повторил то
же самое. Тогда я сразу ушла. Дома
раздался телефонный звонок. «Ваш
муж спокойно заснул. Навсегда», -
услышала я голос врача.
Прощай, мой Пер Гюнт! Когда-
то мы с тобой снова встретимся.
Твоя Сольвейг.
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 71 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст