7 4
работа по линии общества «Знание».
И хотя каждая четвертая прочитанная
лекция не оплачивалась, а шла в фонд
самого общества, при большой энер-
гии можно было начитывать весомое
количество лекций, одновременно
повышая свое лекторское мастерство.
Так вот я, работая от ассистента до
профессора кафедры, активно читал
лекции, что привело в конечном
счете к тому, что в качестве одного из
организаторов возглавил временный
творческий коллектив, открывший
при правлении общества «Знание»
курсы по подготовке менеджеров, так
называемую «Невскую школу менед-
жмента». Мы давали через средства
массовой информации по всей стране
объявления о двухнедельных курсах.
И поскольку дело было новое, курсы
были одними из первых в стране, а
в начале 90-х годов ХХ века слово
«менеджмент» еще выговаривали
немногие, то к нам в Ленинград по-
тянулись желающие со всей страны.
Конечно, кроме самих курсов, привле-
кала возможность приехать в город на
Неве. Жили слушатели в общежитии
Ленинградской высшей партийной
школы (ЛВПШ), мы им организовы-
вали интересные экскурсии по городу
и его музеям. Так, наши слушатели,
например, посещали в сопровождении
экскурсовода - сотрудника ЛВПШ -
Таврический дворец, что и по сей день
недоступно многим петербуржцам и
гостям. По результатам недельного
обучения те, кто прослушал заявлен-
ный курс, получали удостоверения
общества «Знание» о завершении
«Невской школы менеджмента».
И вот в одну из групп были за-
числены 10 слушателей из академии
им. А. Ф. Можайского. Сначала я даже
не знал об этом. До того момента, ког-
да администратор курсов передал мне
просьбу якобы одного из преподавате-
лей академии встретиться со мной для
разговора. Такая встреча состоялась,
и на ней мой собеседник, одетый в
гражданский костюм, представившись
старшим преподавателем одной из
кафедр академии, сделал предложение
создать нечто подобное на базе акаде-
мии, поскольку ожидается перевод в
Ленинград для переобучения боль-
шого числа военнослужащих из За-
падной группы войск, находившейся
тогда в Германии. Я обещал подумать,
мы обменялись телефонами, и вскоре,
в суматохе будней, я об этой встрече
забыл (как оказалось, до поры до
времени).
И еще об одном факте биографии
хочу рассказать, ибо он также повли-
ял на созданный в 1992 году ЛОУЦ.
П
овременные мемуары
Речь идет о курсах обкома партии для
партийных работников при Ленин-
градской высшей партийной школе
(ЛВПШ), которые тогда возглавлял
Ю. С. Львов и где я нередко выступал.
У меня сложились хорошие деловые
отношения с Юрием Сергеевичем,
который после закрытия ЛВПШ пере-
шел на работу в Ленинградский облсо-
вет. Там он, кроме прочего, занимался
в орготделе проблемой повышения
квалификации кадров городского и
областного депутатского корпуса. И
поскольку прежняя система кратко-
срочной учебы в начале 1990-х годов
развалилась (ибо ранее советские
кадры обучались на курсах обкома
партии), то остро встала проблема, в
какой-то форме воссоздать систему
краткосрочного обучения депутатов.
Эту идею активно поддерживал на-
чальник орготдела облсовета Ю. Г
.
Марасаев, но самое главное - на-
чальник секретариата облсовета В.
В. Пылин. Нужна была для этого
прежде всего площадка, на которой
можно было бы организовать такую
работу, ибо в Таврическом дворце
возможности для этого были закры-
ты. И тут я вспомнил о разговоре с
представителем «Можайки», который
состоялся несколько месяцев тому
назад. Ю. С. Львов поддержал эту
идею, и мы решили попробовать пере-
говорить с руководством академии.
Я созвонился по оставленному мне
телефону с товарищем, о котором я
говорил выше. Я знал только его имя
и отчество и хорошо помнил, что вру-
чал ему удостоверение об окончании
«Невской школы менеджмента». По
телефону мы договорились о встрече
в «Можайке». Где-то в марте-апреле
1992 года я собрался и поехал на
Ждановскую набережную. Меня
встретили в проходной главного зда-
ния академии и проводили на второй
этаж. Когда я вошел в кабинет, то был
немало удивлен. Передо мной стоял
бравый человек в форме генерал-лей-
тенанта. И тут до меня наконец до-
шло, что я встречаюсь с начальником
академии Николаем Максимовичем
Чичеватовым, который при прежней
встрече представился преподавателем
«Можайки». Николай Максимович
вызвал в кабинет своего заместите-
ля - генерал-майора Калинина В.
Н. и попросил его провести меня по
аудиториям академии, а затем посе-
тить клуб. Что и было сделано. Затем
в беседе с Чичеватовым я изложил
просьбу облсовета о предоставлении
академией в порядке творческого
содружества небольшой своей терри-
тории для обучения депутатов. Мы
договорились, что наиболее удобным
местом для этого будет клуб - как не-
режимная территория военного вуза,
а для прохода в столовую и музей ака-
демии мы соответствующим образом
будем оформлять списки слушателей
на очередной семинар. Вот таким
образом областной учебный центр
оказался на территории «Можайки»,
где первоначально ему выделили в
клубе одно помещение под офис и еще
одно помещение под учебные занятия.
Числился Центр как внештатное хоз-
расчетное подразделение академии,
на счете которой аккумулировались
все средства, переводимые Центру за
обучение.
На встрече с Чичеватовым я по-
просил выделить мне для связи с ака-
демией и решения всех возникающих
вопросов кого-нибудь из офицеров,
увольняющихся в запас. Николай
Максимович охотно откликнулся на
просьбу и порекомендовал мне на-
чальника 5-го факультета, который в
тот момент как раз готовился к уволь-
нению. Так я впервые познакомился
с Михаилом Михайловичем Кузне-
цовым, который сыграл большую
роль в организации работы Центра,
а вскоре стал моим заместителем по
учебной работе. А в тот период, когда
мы начали работать в академии (пер-
вым пробным камнем был семинар с
председателями районных Советов
депутатов трудящихся, проведенный
в мае 1992 года), на должность моего
заместителя по учебной работе был
приглашен доцент Игорь Викторович
Бражников, с которым я сотрудничал
в «Невской школе менеджмента» (там
он отвечал за подбор преподавателей
для временного творческого коллек-
тива курсов).
Финансирование Центра произ-
водилось за счет соответствующих
Советов народных депутатов районов
и городов областного подчинения, ко-
торые направляли своих слушателей
на учебу. Обучение начали проводить
с депутатами, работающими в тех
или иных комиссиях, которые были
в Советах: скажем, депутаты - члены
комиссий по промышленности, ко-
миссий по торговле и т. д. Разнарядка
на обучение слушателей, включая
стоимость обучения, направлялась за
подписью В. В. Пылина в районный
или городской Совет, а тот должен
был заблаговременно осуществить
предоплату нам за обучение слуша-
телей в данном квартале. В целом
такая система финансирования себя
оправдывала до тех пор, пока не на-
чались перебои в финансовой системе
страны в целом. Тогда Советы стали
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 75 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст