у
узеи
высокую военную подготовку с бо-
лее широким общим образованием.
Корпус размещался в бывшем Мен-
шиковском дворце. С 1732 года вну-
тренние помещения дворца начали
приспособлять для нужд корпуса. В
одной из комнат дворца был органи-
зован музей. Первоначально музей
корпуса был хранилищем редкостей
и местом, где «кадеты собирались
для упражнений в изящных худо-
жествах, искусствах и науках, и в
нем хранились модели, образцы и
лучшие произведения учащихся» .
Затем музей стал приобретать
значение наглядной иллюстрации
истории корпуса и служить храни-
лищем исторических памятников и
драгоценных реликвий. В царство-
вание императрицы Екатерины II
был построен Большой зал, который
служил помещением для музея
корпуса.
С 1756 года ведет свою историю
еще один военный музей «Достопа-
мятный зал». Еще при Петре I был
издан ряд указов о сборе и хране-
нии русских и трофейных орудий.
В 1711 году был основан арсенал
- Литейный (Пушечный) двор для
производства артиллерийского ору-
жия. Затем на его территории стали
концентрироваться памятники-об-
разцы артиллерийской техники; он
получил название Достопамятного
зала. Был начат сбор предметов
вооружения русской армии, ее
знамен, орденов и медалей. Экс-
понаты поступали из Оружейной
палаты и Кремлевского арсенала
Москвы, Петропавловской крепо-
сти и монастырей. С 1 июня 1808
года собрания коллекций предме-
тов вооружения открыли для всех
желающих.
В 1757 году в царствование Ели-
заветы Петровны была учреждена
Академия художеств по инициативе
известного просветителя того вре-
мени И. И. Шувалова и М. В. Ло-
моносова. Шувалов не только
пригласил из-за границы педагогов
и набрал первых учеников, но и в
1758 году подарил академии свою
прекрасную художественную кол-
лекцию. Этим он положил начало
будущему музею, целью которого
являлось воспитание будущих ху-
дожников на совершенных образцах
искусства. Затем в музей стали
поступать добровольные пожертво-
вания и целенаправленные закупки
рисунков, гравюр и слепков с антич-
ной и западноевропейской скуль-
птуры. Важнейшим источником
пополнения музейного собрания
являлись также работы выпускни-
ков академии и конкурсные работы.
В 1762 году к власти пришла
Екатерина II, которая объявила
политику «просвещенного абсо-
лютизма». Она заявила о себе как
о мудрой правительнице, которая
следит за новинками в искусстве
и переписывается с философами
Вольтером и Дидро. Именно при
ней была создана картинная галерея
«Эрмитаж». Первым значительным
приобретением Екатерины II для
художественной коллекции была
покупка у берлинского коммерсанта
И. Э. Гоцковского в 1764 году 225
картин, купленных тем по заказу
Фридриха II, но не выкупленных
прусским королем из-за финан-
совых трудностей. Это собрание в
целом было невысокого качества,
но содержало ряд картин крупного
музейного значения, в том числе
полотна Рембрандта, Хальса, Йор-
данса. Догнать дворы монархов по
качеству художественных галерей
можно было лишь с помощью бы-
стрых и значительных покупок
целых собраний. Для этого из каз-
ны выделялись крупные суммы,
велся поиск раритетов через сеть
корреспонденции в европейских
столицах, собиралась информация
с рынка торговли предметами ис-
кусства.
В 1769 году в состав эрмитаж-
ной галереи влилось собрание гол-
ландской и фламандской живопи-
си - галерея графа Брюля, министра
короля Августа III Саксонского,
насчитывавшая около 600 полотен.
В 1772 году было куплено лучшее из
частных живописных собраний Па-
рижа, созданное финансистом и ме-
ценатом Пьером Кроза - 400 картин.
Наряду с картинами и скульптура-
ми закупались рисунки, гравюры,
резные камни. Галерея пополнялась
и за счет заказанных у современных
художников картин.
Таким образом, у Екатерины II
появилось стремление переще-
голять своей коллекцией других
могущественных монархов, по-
скольку пышность и великолепие
европейских дворов оценивались
уже не только по роскоши приемов,
но и по наличию художественных
коллекций.
Во второй половине XVIII века
в России развернулось строитель-
ство горнопромышленных рудни-
ков и металлургических заводов
на Урале и на Алтае - основных
поставщиков металла для петер-
бургских заводов. Однако не было
специального учебного заведения,
готовившего специалистов по гор-
ному делу, выплавке и обработке
металлов. В 1773 году на основании
указа Екатерины II было учреждено
первое в стране Горное училище для
подготовки специалистов по добыче
полезных ископаемых, по металлур-
гии и другим производствам, свя-
занным с переработкой металлов.
В 1774 году в петербургском Горном
училище был основан кабинет «рос-
сийских и иностранных минераль-
ных и ископаемых тел», который
превратился в музей. В нем были
собраны коллекции минералов, об-
разцы ценных горных парод, модели
горной и горнозаводской техники,
а также окаменелые остатки древ-
них животных. Собрания музея
умножались быстро «и между про-
чим, было предписано заводским
начальникам представлять туда
все замечательные штуфы» . Среди
уникальных коллекционных образ-
цов была сохранившаяся до наших
дней знаменитая глыба малахита с
Урала весом 1504 кг; ее подарила
кабинету в 1787 году императрица
Екатерина II.
В 1805 году император Алек-
сандр I подписал указ о создании
«Морского музеума». Его история
связана с эпохой Петра I. Еще в
1700 году он стал собирать раз-
личные чертежи и модели судов,
чтобы учитывать уже имеющийся
опыт проектирования кораблей.
В 1709 году Петр издал указ о со-
средоточении всех материалов
по кораблестроению в отдельном
кабинете. Так была основана Мо-
дель-камера, которая разместилась
в специально для нее построенном
8 7
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 88 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст