здании, а затем была переведена
в помещение Адмиралтейства. В
1722 году вышел в свет регламент
«О управлении Адмиралтейства и
верфи», который установил, что при
строительстве каждого корабля его
чертеж и модель надлежало пере-
давать в Адмиралтейство. Правило
это неукоснительно выполнялось,
и Модель-камера превратилась в
«Морской музеум». В новом музее
не только формировались коллек-
ции корабельных машин, книг, ред-
костей, но и собирались новейшие
навигационные приборы, которыми
снабжали отправляющихся в плава-
ние российских моряков.
В начале XIX века коренные
изменения произошли не только
в промышленности, но и в транс-
порте. Масштабы транспортных
строительств достигли в Петер-
бурге исключительных размеров.
Появилась потребность в создании
учебных заведений для подготовки
инженеров-транспортников и ин-
женеров-строителей. В 1809 году
Александр I издал указ о создании
Корпуса инженеров путей сообще-
ния, а в целях подготовки кадров -
Институт корпуса инженеров путей
сообщения. Для его размещения
был приобретен дворец князя Юсу-
пова на набережной Фонтанки, по-
строенный по проекту архитектора
Д. Кваренги. В структуре института
предусматривался «особый зал»
для хранения моделей всех важных
сооружений, существующих и про-
ектируемых в России и в других
странах. Первые модели поступили
в «особый зал» в 1813 году, этот год
и считается датой рождения музея
Института корпуса инженеров пу-
тей сообщения. В нем собирались
не только модели транспортных
средств, различные сооружения и
экспонаты, образцы строительных
узеи
материалов, но и рисунки, гравюры,
литографии. Коллекция музея по-
стоянно пополнялась и совершен-
ствовалась.
Следующая группа музеев:
Азиатский музей (1818), Ботаниче-
ский музей (1823), Зоологический
музей (1832) были созданы на базе
отделов Кунсткамеры. После того
как Кунсткамера стала одним из
подразделений Академии наук, она
превратилась из собрания раритетов
и диковин в подлинно научное уч-
реждение с систематизированными
коллекциями. Из нее выделились
самостоятельные музеи. Азиатский
музей помещался в здании акаде-
мии. Начало коллекции положили
восточные монеты, рукописи, про-
изведения живописи и другие мате-
риалы, собранные в Кунсткамере со
времен Петра I. Пополнение фондов
шло преимущественно через за-
купки Академии наук русскими ди-
пломатами и участниками научных
экспедиций, а также путем дарения
личных собраний. Вскоре Азиат-
ский музей стал крупнейшим в Рос-
сии хранилищем рукописей и книг
на восточных и европейских языках.
Ботанический музей был создан на
основе растительных коллекций
Кунсткамеры и коллекций, со-
бранных многими отечественными
ботаниками и путешественниками.
Экспозиции музея рассказывают
об истории и эволюции раститель-
ного мира на Земле. Зоологический
музей ведет свою историю с 1698
года, когда Петр I купил за границей
коллекции птиц, рыб и насекомых,
которые были перевезены в Петер-
бург и размещены в Летнем дворце.
Коллекции пополнялись новыми
экземплярами, а в 1728 году они
поступили в ведение Академии
наук. В 1832 году музей был преоб-
разован, изымались испорченные
предметы и заменялись «новыми,
приобретавшимися путем покупки
или обмена с другими подобными
учреждениями в Европе»1. В музее
собраны коллекции, по которым
посетитель может знакомиться не
только со строением тела, но и с
образом жизни животного. В 1838
году музей был открыт для публики.
В 1844 году по распоряжению
Николая I был создан музей фарфо-
ровых изделий при Императорском
Фарфоровом заводе, который был
основан еще в 1744 году. Сначала
завод выполнял заказы только для
императорского двора: различные
табакерки, фарфоровые фигурки,
сервизы. Затем перед ним была по-
ставлена задача - «удовольствовать
всю Россию фарфором». На заводе
изготавливались сервизные ан-
самбли, вазы, скульптуры, а также
начала складываться коллекция
«кабинета образцовых изделий»,
предметы которой служили этало-
нами для скульпторов и художни-
ков. К 100-летнему юбилею завода
было принято решение изготавли-
вать изделия в двух экземплярах:
один для двора, другой для музея.
Таким образом, музей постоянно
пополнялся изделиями завода, а
также вещами из кладовых Зимнего
дворца.
В 1857 году был основан Коню-
шенный музей, который помещался
на Конюшенной площади, как хра-
нилище образцов средств передви-
жения монархов. В нем были пред-
ставлены коллекции карет прежних
государей: Елизаветы Петровны,
Екатерины II, Павла I, золотая каре-
та Марии Федоровны, возок Петра I
(его собственной работы), карета
Александра II, в которой царь ехал
во время покушения на его жизнь.
Музей входил в состав Придворно-
конюшенного ведомства.
8 8
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 89 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст