у
узеи
В связи с предстоящей кре-
стьянской реформой в 1859 году
при Лесном институте был учреж-
ден Императорский сельскохозяй-
ственный музей. Его цель - дать
сельским хозяевам возможность
наглядного ознакомления с ору-
диями различных сельскохозяй-
ственных работ, распространять
лучшие образцы земледельческих
машин и орудий, служить учебным
пособием для изучающих сельское
хозяйство. В музей стали посту-
пать отечественные и зарубежные
образцы сельскохозяйственной
продукции, машины, орудия, раз-
личные приборы и модели, а так-
же коллекции растительного и
животного происхождения. Для
предоставления хозяевам справок и
сведений по сельскохозяйственным
вопросам при музее была образова-
на контора, куда могли обратиться
все желающие.
В результате проведенного
анализа истории создания музеев
Санкт-Петербурга в период с 1700
по 1860 год можно сделать следую-
щие выводы.
Во-первых, несмотря на то,
что музеи в Санкт-Петербурге по-
явились значительно позже, чем в
странах Европы, они несли в себе
передовые идеи. Так, Кунсткамера
выполняла просветительные и
научные цели. Азиатский музей с
богатым собранием рукописей, со-
чинений, коллекциями восточных
монет, произведениями китайской
живописи считался редким в Евро-
пе. Сельскохозяйственный музей
послужил образцом организации
Берлинского музея.
Во-вторых, все музеи Санкт-
Петрбурга были в основном созданы
по инициативе монархов, в соответ-
ствии с проводимой ими политикой
реформирования традиционного
общества.
В-третьих, в тот период появи-
лись первые четыре профильные
группы музеев:
1. Естественнонаучные (Кунст-
камера, Ботанический музей, Зоо-
логический музей).
2. Военные (Музей военно-
учебных заведений, Достопамятный
зал, Морской музей при Адмирал-
тействе).
3. Художественные (музей Ака-
демии художеств, Эрмитаж, Азиат-
ский музей, Конюшенный музей,
Музей фарфоровых изделий).
4. Технические (музей Горного
училища, музей Института корпуса
инженеров, Императорский сель-
скохозяйственный музей).
По моему мнению, в основе
создания каждой группы музеев
лежит алгоритм: потребности - ин-
тересы - стимулы. Так, в результате
заграничных поездок Петра I и
осмысления им различных сторон
европейской жизни появилась по-
требность в создании Кунсткамеры,
интерес заключался в приобщении
масс к культуре, стимулом являлось
угощение для посетителей.
Появление Эрмитажа было об-
условлено репрезентативными по-
требностями императорского двора,
интерес - показать, что страна под
управлением Екатерины II способ-
на «конкурировать блеском своей
цивилизации с любым европейским
государством» , стимул - выиграть
это соревнование.
В связи с предстоящей кре-
стьянской реформой, требовавшей
распространения сельскохозяй-
ственных знаний и введения в упо-
требление усовершенствованных
земледельческих орудий и машин,
появилась потребность в Сель-
скохозяйственном музее, интерес
заключался в предоставлении хо-
зяевам возможности наглядного оз-
накомления с передовой техникой,
производимой в разных областях
страны, стимул - получение инфор-
мации о выставленных предметах,
включая снятие чертежей и справок
о ценах на машины.
И наконец, Морской музей.
Потребность - сбор и хранение
чертежей и моделей судов, инте-
рес - создание культурного центра
российского флота, стимул - бес-
платный вход, по сравнению с дру-
гими музеями.
Таким образом, феодальный
период характеризуется возникно-
вением небольшого количества му-
зеев в Петербурге. Однако они уже
выполняли важную роль в сохране-
нии культурного наследия страны, в
формировании источниковой базы
для развития науки, в придании
наглядности образовательному про-
цессу, в просвещении российского
общества.
1
Итс Р. Ф. Кунсткамера. Л.: Лениздат, 1974. С. 11.
2
Антонов А. Музей 1-го Кадетского корпуса. СПб.: Электрич. Типо-лит. Я. Рашкова,
1909. С. 5-6.
3 Михневич В. Петербург весь на ладони. М.: Центрполиграф, 2004. С. 211.
4 Путеводитель по С.-Петербургу. СПб.: Издание С.-Петербургского Городского
Общественного Управления, 1903. С. 32.
5 Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л.: Искусство,
1985. С. 49.
8 9
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 90 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 92 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст