я
,
рошли научные конференции
Шестые Елагинские іменин.
Дальние плавания российских моряков
А
. С . Д
у б и н
Традиционными стали конфе-
ренции по истории флота, которые
организует и проводит Российский
государственный архив Военно-мор-
ского флота (РГА ВМФ) с 1999 года.
Названы они Елагинскими чтениями,
посвящены памяти выдающегося исто-
рика флота С. И. Елагина (1824-1868),
морского офицера, сотрудника Архива
Морского министерства (предше-
ственника РГА ВМФ). Прожил он
недолго, но успел сделать как историк
и архивист удивительно много.
Шестые Елагинские чтения со-
стоялись 25 января 2013 года в по-
мещении архива - новом высотном
(22 этажа) здании, введенном в строй
несколько лет назад (Петербург,
Серебристый бульвар, 24). Общая
проблема 6-х чтений - дальние пла-
вания российских моряков. Огромное
количество документов по этой теме
хранится в архиве, опубликованы сот-
ни книг, научных работ. Но история
флота многогранна, темы историче-
ских исследований неисчерпаемы.
О мало известном вопросе - под-
готовке морской экспедиции на Мада-
гаскар рассказал к.и.н. Д. Н. Копелев,
бывший сотрудник архива, ныне
доцент Педагогического института
им. А. И. Герцена. (Выступал он и на
предыдущих чтениях и шутя назвал
данное сообщение как бы очередной
серией бесконечного сериала.) Име-
ется некоторое число документов по
теме. Сведений достоверных о таком
далеком острове в Индийском океане,
о «мадагаскарском короле» Петр I,
Адмиралтейств-коллегия не имели.
Где Россия и где Мадагаскар! Тогда
в 1710-1720-х годах остров был при-
бежищем пиратов, которые искали
способа получить амнистию, стать
«верноподданными» любой страны,
как бы легализоваться за огромные
награбленные ими сокровища, золото.
В докладе Копелева приведены
фамилии реальных лиц, междуна-
родных авантюристов, предлагавших
(за объявление амнистии пиратам)
правительствам Франции, Голлан-
дии, Швеции, Дании организовать
военные действия, восстания против
враждебных стран, свергнуть короля
враждебной державы. Выглядит это
полной авантюрой, но в начале ХVШ
века кто-то принимал пиратские пред-
ложения всерьез. Через голландцев,
датчан дошли такие предложения
до Петра I. Были уже в 1723-1724
годах в Кронштадте подготовлены
три корабля, приготовлены секретные
(в запечатанных конвертах) некие
инструкции для капитанов. Хорошо,
что не состоялась эта далекая экс-
педиция русских моряков в опасную
неизвестность, к таинственному
«королю Мадагаскарскому». Добром
и подвигами это бы не могло окон-
читься. Сюжет вполне годится для
авантюрного романа о приключениях
пиратов, для киносериала с погонями,
нападениями, драками и т. п.
Д.и.н. Г
. А. Гребенщикова (Мор-
ской технический университет, Санкт-
Петербург) много лет исследует исто-
рию становления и действий флота
на Черном море. Ее доклад касался
первых плаваний русских моряков
через приливы Босфор и Дарданеллы
в екатерининское время. Проблема
черноморских проливов несколько
веков и до наших дней является важ-
нейшей для России, а теперь - и для
Украины. Первые плавания русских
кораблей через проливы на основании
Кучук-Кайнарджийского мирного до-
говора с Оттоманской Портой (Турци-
ей) состоялись в 1775 году. Рассказано
о русском морском офицере Матвее
Коковцове, осуществлявшим в 1776
году разведывательную деятельность
на севере Африки (Тунис, Алжир),
в «барбарийских портах». В фондах
архива имеются его рапорты графу
И. Г
. Чернышеву, документы об отряде
военных кораблей Т. Г
. Козлянинова
на Босфоре, о мощных укреплениях
на Дарданеллах, построенных фран-
цузскими инженерами.
Давний друг РГА ВМФ П. А. Го-
ловнин является потомком знаме-
нитого мореплавателя адмирала
Васисиля Михайловича Головнина,
автора воспоминаний о путешествиях.
Его доклад касался известного
эпизода 1812-1813 годов, ареста рус-
ских моряков японцами, попыткам
добиться их освобождения. Пред-
ставлены на экране фотографии
памятников в России и в Японии о
событиях 200 лет назад, памятных ме-
далей 1970-2000-х годов. Есть проект
установить памятник В. М. Головнину
в Петербурге.
Доклад юриста А. Н. Пилипенко
назывался «В чужих морях - по рос-
сийским законам». Речь шла вкратце о
разработке правил судопроизводства,
первых в петровское время инструк-
циях о наказаниях при совершении
преступлений нижними чинами в
ходе плаваний и на берегу, о долгом
процессе становления российской
военной и морской юстиции. До-
кладчик комментировал документ «о
власти командира корабля во время
плавания» 1863 года, «Положение о
производстве суда во время плавания»
1870 года. Автор доклада критиковал
полностью неверное изображение же-
стокого наказания мятежных матро-
сов в кинофильме «Броненосец По-
темкин»; такого зверства в российской
юстиции не было. Приведены ста-
тистические сведения за 1888-1902
годы о наказаниях нижних чинов за
«нарушение благочиния», за «нару-
шение воинского чинопочитания»,
за кражи, за самовольные отлучки,
побеги. Очень суровыми наказания,
вынесенные корабельными судами, не
были. Даже вдали от родных берегов
русский моряк был защищен общи-
ми принципами судебной реформы
1860-х годов.
С искренней симпатией встречен
слушателями рассказ К. Э. Кузнецо-
вой, впервые выступавшей на Елагин-
ских чтениях, о моряках и судострои-
телях, отце и сыне Тирнштейн Ю. К. и
Р. Ю. - предках докладчицы (середина
XIX века). Закончили они в разные
годы Инженерное училище морского
ведомства. Построены ими на верфях
в Петербурге и Кронштадте несколько
военных судов - винтовой фрегат
«Дмитрий Донской» (11 лет службы),
клиперы «Алмаз» и «Жемчуг)» (20
лет и 31 год службы). Рассказано о
кругосветных и океанских плаваниях
этих кораблей, о преодолении штор-
мов и ураганов, о ремонте «Алмаза» в
Бразилии, о крейсерских плаваниях
«Жемчуга» в Балтике для борьбы с
контрабандистами. Работа с архивны-
ми документами по истории кораблей,
которые автор доклада считает «свои-
ми родными», о биографиях офицеров
этих судов, ею будет продолжена.
9 7
История Петербурга. № 2 (69)/2013
предыдущая страница 98 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн следующая страница 100 История Петербурга №69 (2013) читать онлайн Домой Выключить/включить текст