Евграфовича Комаровского (1796—
1843; Г М П ); графа Алексея Алек-
сеевича Бобринского (1800—1868;
галерея «Попов и К°»), внука Ека-
терины II, талантливейшего учено-
го, и его жены Софьи Александров-
ны (1799—1866; галерея «Попов и
К°»), хозяйки салона в их доме на
Галерной улице в Петербурге, по
словам П . А. Вяземского — «жен-
щ ины неотразимой очаровательно-
сти», ум которой «был развит и ос-
вещен необы кновенной образо-
ванностью»7; графини Соф ьи Гри-
горьевны Чернышевой (1799—1847;
Г М П ), взявшей на воспитание двух
дочерей сосл анного декабриста
В. Л. Давыдова.
Судьбы представленны х на
портретах Соколова людей были
порой необыкновенны и преврат-
ны .
М н о г о го р е стн о го м ож ет
поведать портрет Николая И вано-
вича Хм ельницкого (1791 — 1845;
В М П ), писателя, драматурга, пере-
водчика, участника Отечественной
войны.
.. В 1829 году из Петербурга
перебрался в Смоленск, где был
назначен губернатором. Вернулся
в город на Неве в 1838 году не по
своей воле, в камеру Петропавлов-
ской крепости. П о «оговору» про-
сидел там шесть месяцев, но был
оправдан и освобожден. Д о конца
жизни не смог уже обрести душев-
ный покой. С 1817 года его пьесы
шли на сценах петербургских те-
атров. Перевел и поставил «Тартю-
фа» Мольера. П уш кин называл его
«любимым своим поэтом» и писал
в 1825 году: « .я к нему имею та-
кую слабость, что готов поместить
в честь его целый куплет в 1 песню
Онегина»8.
« .М н о го страстей боролось в
этой груди, прежде чем голубой
м ундир победил», — так писал
А . И . Герцен9 об управляю щ ем
III отделением, начальнике тай-
ной полиции Леонтие Васильеви-
че Дубельте (1792—1862). Верность
этой характеристики воплотилась
в мастерском соколовском портре-
те (ГМ П ). И другие высшие долж-
ностные лица эпохи Александра I
и Николая I — граф Карл Василь-
евич Нессельроде (1780—1862; пос-
ле 1829 года; М узей Тропинина),
князь Александр Николаевич Г о -
лицы н (1773-1844; 1834; В М П ),
князь Виктор Павлович Кочубей
(1768-1834; 1834; галерея «Попов
и К°»), М ихаил М ихайлович С п е-
р а н ск и й (1772-1839; середина
стория - сегодня
Князь Виктор Павлович
Кочубей (1768— 1834). 1834.
Картон, акварель, карандаш.
Коллекция галереи
«Попов и Ко» (Париж)
1830-х; В М П ) , граф Александр
Х р и с т о ф о р о в и ч
Б е н к е н д о р ф
(1783-1844; 1835; В М П ) и другие
предстают на виртуозных портре-
тах выдающегося акварелиста со
всей многогранностью и противо-
речивостью их натуры.
Особую группу портретов со-
ставляю т детские изображ ения.
М ы уже упоминали о детских ве-
ликокняжеских портретах. Н о их
на выставке и в творчестве худож-
ника значительно больше, а пер-
сонажи принадлежат и к менее ти -
тулованным семьям. Особо хочет-
ся отметить портрет Александра
Соколова, сына художника, по-
Алексей Федорович Львов
(1798— 1870). 1836.
Бумага, акварель, белила. ГЛМ
шедшего по стопам отца. И звест-
ны интерес и любовь Петра Ф е-
доровича к музыке. Его сын Алек-
сандр оставил во сп ом инания о
музыкальных вечерах в доме отца.
Участниками музыкальных собра-
ний были его друзья — М атвей
Ю рьевич В иел ьго рски й (1794 —
1866; 1830-е; В М П ), царедворец и
композитор, Алексей Федорович
Львов (1798-1870; 1836; ГЛ М ), ав-
тор народного гим на, директор
Певческой придворной капеллы.
Н а выставке представлены два
портрета Александра Сергеевича
П уш кина (В М П ). О ни знамениты,
«хрестоматийны»: поэт последнего
года своей жизни. Уже не молодой,
умудренный жизнью, озаренный
глубоким внутренним светом, зна-
чительный. Тревожная нота звучит
в этих лаконичных и изысканных
п ортретах.
Александр Петрович Соколов
(1829— 1913) ребенком.
Середина 1830-х гг.
Картон, акварель. ГТГ
Вы ставка «состоялась». Она
оставила заметный след не только
в изучении изобразительного и с-
кусства первой половины X IX века,
обширного пласта русской художе-
ственной культуры того же перио-
да, биографии известного акваре-
листа, расширила представления об
«изобразительной Пуш киниане»,
но и «покорила» многочисленных
зрителей, ознакомившихся с экс-
позицией во время ее работы. В ы -
ставка требовала многочасового
вглядывания в удивительные лица
прошедшей эпохи — узнаваемые и
10
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 9 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст