П
с
исатели о Петербурге
Петербургский извозчик.
Фото начала ХХ в. Из собрания Я. Н. Ривоша
мню, что даже обили мебель новой
материей, освежили квартиру. Я стал
ездить в училище и обратно на из-
возчиках. Стали находить, что учить
дома заданные уроки для меня труд-
но. Репетиторов тогда не было в
обычае, но были так называемые
полупансионеры в училищах. П о с-
ле классов ученики оставались в
училище обедать, после обеда при-
готовляли уроки под наблюдением
воспитателей и уже вечером возвра-
щались домой. И вот — я полупан-
сионер у инспектора Марго.
Марго, имевший пансион при
училище, держал у себя до десятка
п ан си о н е р о в .
З ан и м а л ся он с
н им и сам, п ом им о воспитателя
француза Безюше.
Иногда на помощь к Марго яв-
лялась даже супруга его и проходи-
ла уроки особенно усердно с уче-
никами младших классов. Занятия
вечерние шли в тех же классах по
окончании дневных уроков. Жилось
семейно. За обед ученики садились
вместе с семейством Марго, состо-
явшим из жены и трех дочерей-под-
ростков. Мадам М арго разливала
суп, сам Марго резал говядину. За
обедом разговоры происходили все-
гда на французском языке. Корм и-
ли хорошо, сытно, но помню, супы
и соуса к мясу припахивали всегда
какими-то духами. Говорили у нас,
что это — ш вейцарская манера
стряпни. После обеда давалось все-
гда часа полтора на игры. Игры про-
исходили под наблюдением воспи-
тателя, но помню, что он при этом
почти всегда спал, облокотившись
на стол и положа на руки голову,
спал, невзирая на страшный шум,
производимый учениками. Раз в не-
делю после обеда приходил учитель
танцев, балетный актер Воронов,
со скрипачом и обучал танцам, чего
для приходящих учеников в учили-
ще не полагалось. Н о, Боже, что
это были за танцы! Ученики захва-
тывали себе от обеда картофель и
разбрасывали его по полу во время
танцев, а потом при польке, валь-
се, галопе нарочно падали, причем
валились несколько пар одна на
другую, а если являлось взыскание,
то жаловались на валяющийся кар-
тофель. Иногда в эту кучу сталки-
вали и самого учителя. Марго и урок
танцев старался сделать семейным,
для чего в первое время приводил
танцевать и своих дочерей, но это
оказалось невозможным. Впрочем,
падения были иногда так комичны,
что он и сам от души смеялся смот-
ря на них.
Иногда, в часы игр, ученики
устраивали нечто вроде спектак-
лей, показывая фокусы с платка-
ми, монетами, картами, даже ап-
паратами из папки, и одним из та-
ких особенны х искусников был
М . И . Пыляев, тоже находящийся
среди полупансионеров Марго. Ра-
зыгрывали мы подчас и пьесы, ко-
торые сами сочиняли. Помню , что
я написал, уже будучи в приме, ка-
кую-то пьесу на немецком языке,
которая игралась у нас. Декораци-
ями служили крыш ки от складных
обеденных столов, составленные
вместе, как ширмы. Н а крышки эти
мы вешали бумажные обои, разри-
сованные нами большие листы бу-
Невский проспект. Цв. литогр. Л. Ж. Жакотте, Г. Л. Регаме
с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
13
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 12 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст