И
счезнувшии город
Строительство речного
беЧевника
от Санкт-Петербурга до
Т вери
В.
П. Осятушкин
олтавская виктория резко
изменила положение России в Е в -
ропе. В 1710 году русские войска
ш турмом овладели несколькими
сильными шведскими крепостями.
Пали Рига, Ревель, Пернов, Арен-
бург, Выборг и Кексгольм. Целая
серия блистательных побед русско-
го оружия! За одно лето к России
отошли вся Ингерманландия, Эс-
тляндия, Лифляндия и весь Карель-
ский перешеек. А на море русский
флот одержал победу при Гангуте.
Успехи России покорили Европу.
В Петербург стало приходить
много иноземных купеческих су-
дов. Расширялись торговые отно-
ш е н и я .
Т о в а р о в
п р и б ы в а л о
столько, что многие суда стояли на
якорях в Неве в ожидании разгруз-
ки у причала. Северный берег В а-
сильевского острова и площадь пе-
ред зданием Двенадцати коллегий
превратились в большой европей-
ский порт.
За время своего делового путе-
шествия в 1716 году Петр посетил
Д анию , Герм анию , Голландию ,
Францию. И везде велись интенсив-
ные переговоры о торговле с Рос-
сией. В октябре 1717 года царь Петр
со свитой вернулся в родной Санкт-
Петербург. К его приезду в коммер-
ции сложилась сложная ситуация.
Торговля развивалась очень успеш-
но. Строился порт, создавался ку-
печеский морской флот. Все боль-
ше иноземных купцов привозили
товары в новую столицу. А большие
партии иностранных товаров лежа-
ли в столице, их не успевали выво-
зить в другие города России. Сухим
летом по знаменитым русским уха-
бам много не перевезешь. А дожди
совершенно размывали дороги и
превращали их в непроходимую
топь. Да и в телегу много не поло-
жишь. А перевозить надо было ты -
сячи пудов. Для этого нужны в дос-
татке прочные большие телеги и
тысячи лошадей. А где их возьмешь
летом в разгар полевых работ? П о -
этому большинство товаров возили
зимой на санях, когда лошади и
мужики освобождались от полевых
работ. Реки, покрытые идеально
ровным льдом, превращались в пре-
красные дороги.
Конечно, был и летний путь —
речной. С давних времен неболь-
шие мелкосидящие купеческие к о-
рабли входили в Неву и проходили
по ней до Ладожского озера. Далее
следовали вдоль ю жного берега
древнего озера и входили в реку
Волхов. В городе и крепости Л а-
дога* иностранные товары перегру-
жались на русские ладьи и медлен-
но против сильного течения Вол-
хова на веслах доставлялись в ку-
печеский город Великий Новгород.
Там они опять перегружались на
более мелкие ладьи московских и
ярославских купцов и шли через
озеро Ильмень вверх по реке Мсте.
От Выш него Волочка по древнему
Гагаринскому каналу ладьи с боль-
ш им трудом протаскивались до
реки Тверцы и далее вниз по тече-
нию шли до города Твери. В засуш-
ливое лето уровень воды в канале
падал настолько, что плавание пре-
кращалось. Приходилось пустые
ладьи волочить с помощью лош а-
дей, а товары перевозить на теле-
* С 1704 г. — Старая Ладога. —
Ред.
16
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 15 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст