И
счезнувшии город
18
Все лето 1718 года Петр обду-
мывал способы увеличения объе-
ма перевозок по рекам от Санкт-
Петербурга до Волги — главной
дороги России. Для мореплавания
по морю строились «новоманер-
ные» торговые суда по голландским
образцам. В С а н к т-П етер б ур ге
строительство новых судов шло
довольно успешно. А в других го-
родах необъятной России все шло
по-старому, как деды учили. Да и
иностранных мастеров было не так
много. Хорош ая дубовая древеси-
на шла на Адмиралтейские верфи
для строительства боевых кораб-
лей. А нужда заставляла строить
м ного мелкосидящ их недорогих
барок из любого подручного леса.
Барки строили на один сезон, а
потом разбирали на дрова или на
временные постройки. В больших
перевернуты х барках на берегу
Невы жили и первые крестьяне —
строители города.
Осенью 1718 года царь Петр
принял историческое решение —
строить добротную дорогу ш ири-
ной 10 саженей вдоль берегов су-
доходных рек. И по этой дороге
буксировать барки при помощ и
самой надежной рабочей силы —
лошадей. 17 октября Петр Алексе-
евич п одп и сал и м е н н о й указ,
объявленный из Сената, — «О при-
сылке работников из Киевской и
Воронежской губерний в Санктпе-
тербург, вместо прежнего их назна-
чения к Ладожскому каналу и об
определении из Новгородских ра-
ботников половины для делания
бечевника от Ладоги до Мсты». В
указе четко оговаривалось необхо-
димое количество людей: «.
..укра-
инцам с 41480 дворов у канального
дела не быть, а взять с них работ-
ников с 7 дворов человека и вы с-
лать их из тех губерний в Санктпе-
тербург.
..». Указ довольно большой
и очень подробный. В частности,
в нем сказано, на какие деньги со-
держать строителей береговой реч-
ной дороги в первый год строитель-
ства: « .д а с тех же губерний с ос-
тавшихся со 6 дворов, на подъем и
на прокорм взять на всякого чело-
века на один месяц по полтора руб-
ля, а на семь месяцев по рублю,
итого 50 362 рубли. И з которых на
проход на один месяц по полтора
рубли отдать им, а остальные при-
слать в Санктпетербург.
..». Далее
вы сокий Сенат точно указывал,
какой взять с собой инструмент и
в каком количестве: « .а припасам
быть у тех работников у трех чело-
век по заступу, по лопате, по кир-
ке, по топору. А те припасы взять
по ведомости из А р ти л л ер и и .» 1.
Хорош о работали чиновники в сто-
лице в те далекие времена. Точно
знали, сколько дворов в каждой
губернии, сколько там живет му-
жиков. Знали их доходы и умело
считали каждый рубль в кармане
м уж ика. В ся к о е строител ьство
обеспечивалось необходимым ко-
личеством нужного инструмента.
Чувствуется участие в организации
строительных работ немецких и
голландских инженеров.
П ро ш л а сп о ко й н ая м ирная
зима. Карла XII уже не было. Он
был убит в Норвегии в 1716 году.
Наступила весна 1719 года. Царь
Петр, занимаясь многими государ-
ственными и международными де-
лами, вновь обратил внимание на
строительство бечевника. И 8 мая
1719 года назначил руководителя
всеми земляными и строительны-
ми работами на м ноговерстном
пути. Вот текст указа:
«Именной, данный гвардии май-
ору Писареву. Об устроении бечев-
ника от Ладоги по рекам Волхову
и Мсте.
Делать бечевник, начав от Ла-
доги по рекам Волхову и Мсте, так
чтоб можно было везде даже до са-
мой пристани, которая ниже Боро-
вицких порогов, взводить всякие суда
лошадьми, а работных людей брать
с дворового числа с тамошних поме-
щиков, также с Архирейских и мо-
настырских и с дворцовых крестьян,
которые для той работы особо оп-
ределены.
.. И к ним придать несколь-
ко человек дворян и самому над ними
смотреть, а лучше чтоб заставить
работать тех помещиков, кои по
берегам тех рек живут»2.
Краткий и ясный указ. Н и од-
н ого л и ш н его слова, н и к а к о й
«воды» и громких фраз. Чувствует-
ся, что диктовал указ опытный и
волевой человек, которы й точно
знает, чего он хочет и как это сде-
лать лучше. Царь Петр прекрасно
командовал войсками и в мирной
жизни все важные вопросы решал
быстро и сам. А для их выполне-
ния подбирал достойных людей по
способностям, а не по происхож-
дению. Гвардейский майор Писарев
когда-то был поручиком, потом
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 17 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст