И
счезнувшии город
штабс-капитаном. Будучи капита-
ном русской армии, командовал
ротой гвардейского полка. Став
майором, он командовал уже ба-
тальоном. Это всего четыре роты
солдат. А царь доверил ему важней-
шее государственное дело — стро-
ить дорогу по берегам рек от н о-
вой столицы к столице старой. Н е
в ся к о м у а р м е й ск о м у генералу
Петр мог доверить такое важное
государственное дело. Гвардейские
офицеры в то время были на вес
золота. И м доверял и поручал дела
сам царь, минуя всякие коллегии.
Непростое это дело — обуст-
роить бечевник по берегу большой
реки Волхов. Тысячи мужиков ва-
лили топорами лес, корчевали ог-
ромные пни, сжигали кусты и ка-
мыши. Лес древний, густой, веко-
вой. И з березовых бревен наскоро
строили себе избы. Скорее сараи,
чем избы. Ведь строили их на одно
лето. Другие мужики будут рабо-
тать на другом месте. В таких из-
бах-сараях строители спали, ели,
суш или одежду и пережидали дож-
дливую погоду. Рядом строили
длинные амбары, в которых мас-
терили лодки, телеги, тачки, топо-
ры и лопаты. В каждом поселке
строителей бечевника была своя
кузница и своя часовня.
Хорош ие длинны е сосновы е
бревна использовали для строи-
тельства многочисленных мостов
через небольшие речки и ручьи,
которые впадают в могучий Вол-
хов. Интересно народное толкова-
ние слов «река» и «ручей». Через
ручей человек может перепрыгнуть,
а через маленькую речку нужно
построить хоть маленький, но мост.
Даже самый простой мост имеет
длину одного бревна, то есть 4 са-
жени (8 метров). Основное требо-
вание к бечевнику — он должен
быть ровным и непрерывным. П о
нему должны спокойно идти сот-
ни лошадей в ту и другую сторону.
П ротив течения лошади тащ или
барки, а вниз по течению их гнали
табунами. Рядом расчищали и ог-
раждали пастбища для лошадей и
росли поселки. Обязательно дома
для чиновников-смотрителей, цер-
кви, постоялые дворы, трактиры и
бани. Поселки строились через каж-
дые 20— 30 верст. В новую столицу
по бечевнику гнали стада коров и
овец. Это своего рода междугород-
нее речное шоссе. Кроме обустрой-
ства жизни людей и лошадей, нуж-
но иметь специальные причалы для
ремонта барок, причалы для выг-
рузки мешков и кулей с подмочен-
ным грузом. Значит, должны быть
и склады-амбары, и судоремонтные
мастерские. Должны жить плотни-
ки. Бечевник на Волхове давал
много работы. И туда потянулись
мужики с семьями из ближайших
губерний и уездов. Поблизости ста-
ли расти деревни. Стали распахи-
вать земли под огороды. М ногие
приезжали из очень далекой Киев-
ской губернии. О ни уже слышали
от своих односельчан о государе-
вом строительстве речного пути.
Бечевник должен быть ш иро-
ким и твердым, ровным и без пре-
пятствий, без высоких утесов и кру-
тых спусков, без камней и болот.
П оэтому вслед за отрядами лесо-
рубов шли отряды землекопов с
лопатами, кирками и тачками. Они
срывали высокие холмы вдоль бе-
рега, разрушали отвесные утесы и
по временным бревенчатым м ост-
кам развозили землю и камни на
болота. А камыш и и кусты просто
сжигали. Строительство бечевника
чем-то похоже на строительство
железнодорожной насыпи, только
по берегу реки. А чтобы бечевник
не осыпался, в некоторых местах
его края обкладывали валунами или
забивали сваи из елей и листвен-
ниц. Все дубовые бревна отправля-
лись в Санкт-Петербург на строи-
тельство морского флота и на эк с-
порт. Огромные валуны, которые
невозможно было сдвинуть с мес-
та, тут же на месте закапывали в
большие ямы. Н а сухих местах ра-
бота шла довольно быстро — су-
хой песок хорошо поддается лопа-
те. Очень тяжело было засыпать
болотистые берега, где росли осо-
ка и камыши. Приходилось приво-
зить много камней на лодках из
других мест, укладывать их ровным
слоем и сверху засыпать землей.
П отом снова слой камней и снова
слой земли. Работали по колено в
проточной холодной воде. М ногие
болели и умирали.
Трудное дело — строить бечев-
ник. Трудное и дорогое для госуда-
ревой казны. Вот почему в 1721 году
24 ию ня генерал-полицм ейстер
Санкт-Петербурга Девиер подписал
указ «О не причаливании судов и
плотов к бечевнику». В нем, в час-
тности, говорилось: «.
..повелено,
дабы к бечевнику ни какие суда не
приставали и не становились, а ста-
новились бы на якорях далее от
пристаней сажень десять и более. А
которое судно на якоре будет сто-
ять, чтоб привязывали веревки один
конец к пристани, а другой к тому
судну, чтоб могли с тем судном для
какой нужды причалиться к приста-
ни и потом скоро отдаться прочь
на свое место». Далее подробно ука-
зывалось, как пропускать идущие
суда и барки тем судам, которые
стоят на якоре на середине реки.
« .А когда какое судно будет идти
бечевою, то оную веревку отвязы-
вали для свободного прохода онаго
судна, чтоб тем не учинить поме-
шательства. А ежели не будет отвя-
зывать, повинен тот ту веревку пе-
ресечь, кто будет идти бечевою, и
того на нем не взыскивать»3.
Уже в то далекое время сложи-
лись твердые правила плавания по
рекам. Вдоль глубокого берега бар-
ки и лодки шли вниз по течению
Набережная Невы у здания Первого кадетского корпуса.
Фото. 1890-е гг Из коллекции Гос. Эрмитажа
19
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 18 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст