И
счезнувшии город
20
на веслах. Вдоль мелкого берега
барки тащ или против течения с
помощью лошадей. А стоянка на
якорях разрешалась только на се-
редине реки. У берега можно было
постоять только непродолжитель-
ное время. Увидев очередной ка-
раван идущих барок, стоящая бар-
ка оттаскивалась лодками на сере-
дину реки. За стоянку у бечевника
чиновники брали большие ш тра-
фы. Уже в начале XVIII века по-
явились те правила, которые сей-
час привычны на дорогах: «Оста-
новка запрещена», «Стоянка зап-
рещена». Строжайше был запрещен
обгон барок, идущих вниз по тече-
нию. О ни были большими, непо-
воротливы ми, не имели заднего
хода и поэтому иногда сталкива-
лись и тонули.
Летом 1722 года работы по по-
стройке бечевника продолжились.
А чтоб местные помещ ики не за-
были прислать мужиков, 15 июня
того же года в Камер-коллегии вы-
шел очередной указ: «О доканчи-
вании постройки бечевника по Вол-
хову и М сте и о наряде работных
людей, согласно с прежним распо-
ряжением». В нем четко оговари-
валось, откуда присылать людей на
заключительный этап работ по бла-
гоустройству бечевника: «.
..велено
к строению и к доделке бечевника
по Волхову и М сте к будущему лету
работных людей вновь нарядить и
к той работе выслать против пре-
жнего распоряжения всех с п о л н а .
с Новгородского уезда, с Водской
и Обонежской, Бежецкой и Дерев-
ской пятин указанное ч и сл о .» 4.
С того времени небольшой ста-
ринны й русский город Вы ш ний
Волочек рос на глазах. Строились
дома и постоялые дворы, коню ш -
ни и много амбаров для сена и яч-
меня. В засушливое лето уровень
воды в реках и Гагаринском кана-
ле падал. Этот канал соединял реки
М сту и Тверцу. Купцы и их мужи-
ки жили там подолгу в ожидании
дождей и подъема уровня воды.
Здесь, вдали от столичных чинов-
ников, велись тайны е торговые
дела, договаривались о ценах. В
дождливую погоду мож но долго
толковать о том, о сем. Н е в дико-
винку была и чужая речь. И менно
там получали прекрасную практи-
ку переводчики с русского на пер-
сидский, с немецкого на греческий,
с китайского на голландский. Если
грузы были нетяжелые, их перево-
зили на телегах вдоль канала по
тому же бечевнику. Сотни мужи-
ков с раннего утра и до позднего
вечера таскали меш ки и катали
бочки. Купеческий промысел не
любит продолжительных простоев.
24
августа 1722 года в Сенате
на самом высоком государствен-
н ом уровне сан о в н и к и Р о сси и
вновь обсуждали вопрос об увели-
чении грузового потока. Н о уже не
по Волхову и М сте, а по другой
реке — Тверце. Название указа зву-
чало так: «О построении в В ы ш -
неволоцких шлюзах других ворот.
Об очистке каменных перегородок
в Боровицких порогах. О запреще-
нии сбора с судов и возов в Брон-
ницах. О расчистке бечевника меж-
ду Тверью и Вы ш ним Волочком
по реке Тверца»5.
С постройкой бечевника по
Тверце от Вы ш него Волочка до
Твери заверш илось грандиозное
строительство речной дороги для
лошадей от берегов Ладоги до бе-
регов Волги. В Н овой Ладоге, в
Великом Новгороде, в Вы ш нем
Волочке и Твери стали торговать
лошадьми, лошадиными сбруями,
телегами, дегтем, бечевками, топо-
рами, досками, лодками и барка-
ми. Появились небольшие верфи
для серийного строительства барок
различного размера. Росли лесо-
пильные заводы.
Ж изнь на реках закипела. А
дальше по Волге товары везли на
больших парусных судах в Я ро с-
лавль, Кострому, Владимир, К и-
нешму, Ниж ний Новгород, Казань.
С тех пор Россия стала одеваться в
европейское платье, носить евро-
пейские шляпы и сапоги, смотреть-
ся в зеркала, носить шпаги и бук-
ли. Молодые дворяне с удоволь-
ствием переодевались во все евро-
пейское уже не только в Санкт-
Петербурге. А в обратную сторо-
ну, к молодой столице, шло огром-
ное количество плотов для строи-
тельства совершенно нового горо-
да. Плоты были столь огромны, что
во времена Анны Иоанновны при-
шлось ограничивать их размеры.
21
июля 1736 года вышел С е-
натский указ: «О делании бревен-
чатых плотов ш ириною в четыре
сажени печатных, а глубиною не
более полутора аршин, под опасе-
нием штрафа за неисполнение сего
постановления»6. Русский аршин
равен 71 сантиметру. Значит, осадка
плотов была около одного метра.
Сажень — 2 метра 13 см. Получа-
лось, что ширина плотов была рав-
на ширине деревенской улицы. На
таких больших плотах мужики стро-
или шалаши и жили в них вместе с
собаками и мелкой скотиной — гу-
сями и курами несколько недель.
Переход от Нижнего Новгорода до
Санкт-Петербурга иногда занимал
все лето. Н а плотах привозили и
камни для строительства города,
притом в обязательном порядке.
Этот порядок установил сам царь
еще в октябре 1714 года 24 числа:
«О привозе на речных судах и су-
хим путем на возах приезжающим
к Санктпетербургу по определен-
ному числу диких камней». П од-
робно указывались типы речных
судов и количество камней на каж-
дом из них: «.привозить в Санкт-
петербург дикого камня на тялке
и на шкуте на каждой по 30, а на
старых судах, коим по особливым
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 19 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст