данны м указам до времени чрез
Ладожское озеро ходить велено на
карбуз 30 же, на полукарбуз 20, на
водовик и на сойме на каждом по
10 камней.
..»7. Этот указ появился
после победы при Гангуте. Всякое
новое победное сражение вдохнов-
ляло царя на дальнейшее строи-
тельство города.
П осле окончания строитель-
ства Ладожского канала от Волхо-
ва до Невы купеческие суда, барки
и плоты уже пошли не по бурному
Ладожскому озеру, а по тихой воде
канала. И вновь возникли сложно-
сти из-за размеров больших барок,
которые свободно шли по Волхо-
ву и по Волге, а в Ладожский ка-
нал не проходили. Высокому С е-
нату пришлось вмешаться в част-
ную к о м м е р ч е ск ую торговл ю .
19 декабря 1750 года вышло поста-
новление: «О построении барок и
судов, которые имеют следовать к
Санкт-Петербургу Ладожским ка-
налом с казенными и партикуляр-
ными припасами и с товаром, не
ш ире четы рех саж ень и чтобы
оные не брали воды больше пол-
тора аршина»8.
В 1731 году при открытии дви-
жения по Ладож скому каналу в
указе от 19 марта были точно ука-
заны стандартные размеры барок
и точная их грузовместимость с
тем, чтобы правильно и точно
брать пош лину за проход каждой
барки: «С нагруженной барки, к о -
торая тринадцать сажень с поло-
виною длины, четыре сажени ш и -
:чезнувший город
рины, и четыреста кулей муки п о-
дымает, по осьми рублей с каж -
дой. С барки ж, которая двенад-
цать сажень длины, три с полови-
ной ш ирины , и триста пятьдесят
кулей м уки поды мает, по семи
рублей с каждой. С барки ж, к о -
торая десять сажень длины , три
сажени ш ирины , и триста кулей
муки подымает, по ш ести рублей
с каждой»9. Перестали барки стро-
ить на глазок по длине доски. Ста-
ли строить по точны м размерам.
Значит, были уже у бригад плот-
ников на всех речных судострои-
тельны х верфях измерительны е
инструменты и точны е чертежи с
указанием размеров барок. А раз
так, значит, кто-то это контроли-
ровал, проверял и наказывал на-
рушителей. Нетрудно сделать вы -
вод, что уже в то далекое время
были чиновники, которы е игра-
ли роль речного регистра и осу-
ществляли постоянны й контроль
над размерами и качеством стро-
ительства речных судов и барок.
Были и специалисты по подбору
лошадей для буксировки барок.
Были чиновники, которые к о н т-
ролировали и состояние самого
бечевника, и кто-то его система-
Фонтанка, вид от Аничкова к Симеоновскому мосту.
Литогр. К. П. Беггрова по рис. К. Ф. Сабата и С. П. Шифляра. 1820-е гг.
21
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 20 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст