тически ремонтировал. Бечевник
по сути дела был стратегической
речной дорогой для перевозки ка-
зенных грузов, солдат, пушек, л о-
шадей, дров, сена, соли. У Р о с-
сии в то время было два врага —
Ш веция и Турция, а находились
они друг от друга очень далеко.
Все торговые речные суда, ча-
стные или казенные, должны были
в обязательном порядке нести на
корме знамя России. Царь Петр
видел разноцветные флаги различ-
ных государств на реках Голландии
и Ф ранции еще в своей первой
поездке по Европе. 20 января
1705 года, после взятия крепости
Нарвы, царь повелел: «На торго-
вых всяких судах, которые ходят по
М оскве реке и по Волге и по Д ви-
не и по ины м по всем рекам и реч-
кам ради торговых промыслов, быть
знаменам по образцу, каков нари-
совав, послан под сим его Велико-
го Государя указом»10.
Л ю бопы тно, чем отличается
речка от реки. Оказывается, ш ири-
на речки ограничивается длиной
одного бревна, которое можно пе-
ребросить с берега на берег. А если
нужно строить опоры в воде, то это
уже не речка, а река. Вот так свод
законов Российской империи по-
могает понимать значение привыч-
ных слов.
В о время А зо вского похода
Петр Первый обратил внимание на
богатство дубовых лесов в тех кра-
ях и вспомнил об этом через не-
сколько лет, когда задумал строить
большие фрегаты. 15 мая 1712 года
был подписан указ: «О приуготов-
лении в Казанской и в Азовской
Губерниях Никите Кудрявцеву на
корабельное строение лесов и об
:чезнувший город
отпуске оных в Санктпетербург»1
11.
Посмотрите внимательно на карту
России. Азов находится в устье
Дона, который впадает в Таганрог-
ский залив. А флот строился на бе-
регах Невы. И вот эта огромная
речная дорога от Таганрогского за-
лива до Финского уже в то далекое
время работала прекрасно. И куп-
цы, и крестьяне знали ее хорошо.
Царь-реформатор подписывал толь-
ко реально выполнимые указы.
П осле смерти Петра объемы
внеш ней и внутренней торговли
стали уменьшаться. Бечевник пе-
рестал работать и стал зарастать
камыш ом и кустарником. Во м но-
гих местах местные жители запа-
хали бечевник для расширения сво-
их огородов. Особенно вокруг м о-
настырей. И только летом 1734 года
жалобы купцов наконец-то услы-
ш али в столице. 5 ию ля А н н а
И о ан н овн а подписала больш ой
обстоятельный указ об организации
торговли на всей территории Рос-
сии. В нем, в частности, говори-
лось: «.
..От Выш него Волочка по
Тверце, по Волге и по другим ре-
кам, по которым суда подымают
бечевником людьми и лошадьми,
а купечество жалобу приносят, что
во многих местах Архирейские и
монастырские крестьяне и поме-
щ ики и ямщ ики расчищенную до-
рогу запахали, и идущие суда, во
время вешней полой и летом при-
былой воды, не пропущают, и дер-
жат дней по 5 и более, а иных бьют
и увечат. И для искоренения таких
наглых обид, по всем берегам, где
суда подымаются, впредь дорог, по
которым с бечевою ходят, отнюдь
не запахивать, и кои прежде запа-
ханы, те запустить, и в том ника-
ким судам остановки и удержания
не чинить.
..»12. Впервые в импера-
торском указе отмечалось, что суда
и барки тащили не только лош а-
ди, но и люди.
Каждое лето в Санкт-П етер-
бург приходили сотни барок с м у-
кой, кожей, ячменем, солью, со-
леной рыбой, дубовой древесиной.
Э ти грузы шли на экспорт, и бар-
ки заходили в М алую Неву, туда,
где стояли иностранные купечес-
кие суда. Другие барки привозили
все необходимое для строительства
и жизни города: камни, доски, кир-
пичи, ткани, кожи, птицу и скот.
Самы е большие барки привозили
большие запасы муки, дров, ячме-
ня и сена. И х заводили в Ф онтан-
ку и М ой ку, где они стояли всю
зиму во льду, обеспечивая жителей
города дровами, а м ногочислен-
ных лошадей — ячменем и сеном.
Если мы захотим представить го-
род того времени, то надо пред-
ставить реки и набережные, за-
полненные судами, барками и пло-
тами. М остов было мало, и боль-
ш инство жителей города каталось
от одного берега к другому толь-
ко на лодках. Ж изнь на реках и
каналах была очень оживленной.
П о улицам города было трудно
проехать — везде строили. С утра
до вечера стучали топоры плотни-
ков и кувалды каменотесов. Пыль
и грязь, бревна и камни, ш ум и
ругань. И только на берегах рек,
на бечевнике и на плотах мужики
могли отдохнуть у воды и вспом -
нить свою далекую родную сторо-
ну. Строительство бечевника по-
зволило многим людям из разных
губерний лучш е узнать свою ог-
ромную матуш ку-Россию .
1
Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. С. 590. № 3233.
2 Там же. С. 697. № 3366.
3 Там же. Т. 6. С. 403. № 3800.
4 Там же. С. 722. № 4037.
5 Там же. С. 760. № 4075.
6 Там же. Т. 9. С. 887. № 7015.
7 Там же. Т. 5. С. 127. № 2852.
8 Там же. Т. 13. С. 388. № 9821.
9 Там же. Т. 8. С. 401. № 5723.
10 Там же. Т. 4. С. 285. № 2021.
11
Там же. С. 831. № 2522.
12 Там же. Т. 9. С. 370. № 6600.
22
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 21 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст