данным, скорее всего несколько за-
выш енным, в начале X X I века в
Петербурге кроме русских прожива-
ют около 1 миллиона человек раз-
личных национальностей, что со-
ставляет пятую часть всего населе-
ния города. Значительно выросли
городские диаспоры азербайджанцев,
армян, татар, грузин, абхазов, пред-
ставителей народов Северного Кав-
каза и Средней Азии. Увеличился и
приток русского населения из быв-
ших республик Советского Союза,
н ы н е ш н и х н езав и си м ы х го с у -
дарств, где не всегда уютно чув-
ствуют себя представители нети-
тульны х наций. С нетерпением
ждем обнародования официальных
результатов национального состава
населения страны и Петербурга по
переписи октября 2002 года, хотя
сомнения в их адекватности весь-
ма значительны. Н о каковы бы ни
были цифры, наш город был и ос-
тается многоликим — полиэтни-
ческим, поликонф ессиональным,
поликультурным.
Петербург говорит на русском
языке, но в городской речи много
особенностей, вызванных постоян-
ными тесными контактами с дру-
гими языками. Ведь что такое ста-
рое петербургское «чтоканье» в
отличие от московского «штока-
нья»? И ли твердое произношение
«чн» вместо московского же «шн»?
Н у ладно, «булошную» еще мож-
но пережить, но во что превратят-
ся в м осковском произнош ении
«точные науки»? Так что фонети-
ческое влияние немецкого и ф ин-
ского языков на петербургский рус-
ский язык вполне благотворно.
А вот поразительный пример
лексического взаимообмена: рус-
ский «извозчик» вошел в финский
язык как
\osikka,
а финское обраще-
ние veikka — друг, товарищ — стало
означать финна-извозчика: ингер-
манландские крестьяне в украшен-
ных возках специально приезжали в
Петербург подзаработать катанием
на веселой русской масленице.
Наконец, помните ли вы, что
самую «долгоиграющую» грамма-
тику русского языка составил пе-
тербургский немец, филолог Яков
Карлович Грот? Установленные в
ней единые нормы русского пра-
вописания — «обязательное напи-
сание по Гроту» — действовали бо-
лее 30 лет, до 1918 года.
Н а улицах нашего города сосед-
ствуют храмы представителей раз-
стория - сегодня
Вейка. Финский извозчик
ных вероисповеданий — ведь 40 из
официально зарегистрированных в
России 53 конфессий существуют в
Петербурге. Основны е из них —
православие, католичество, люте-
ранство, ислам, иудаизм, буддизм.
Н аш город хранят святые покрови-
тели разных вероисповеданий: пра-
вославный Александр Невский, ка-
толики Рафал Калиновский, Адам
Хмеловский, Ю ргис Матуляйтис,
Августин Лещевич, Болеслава Ла-
мент, Урсула Ледуховская, иудей
Иосеф -Ицхак Ш неерсон.
В Петербурге работают самые
северные в мире мечеть и буддист-
ский храм, построенные, кстати, по
проектам архитекторов других ве-
роисповеданий: русский Н. В. Ва-
сильев, немец А. И. фон Гоген, по-
ляки С. С. Кричинский и Г. В. Ба-
рановский не были ни мусульмана-
ми, ни буддистами. Символ Петер-
бурга — Петропавловский собор —
создан итальянцем из Ш вейцарии
Д. Трезини, а прекрасный облик ар-
м я н с к о й ц ер к в и на Н е в с к о м ,
40—42, спроектирован русским нем-
цем Ю. М . Фельтеном.
Быт и кулинарные пристрастия
горожан — также результат этни-
ческих взаимовлияний. Любимая
детьми и взрослыми рождественс-
кая-новогодняя елка пришла из Гер-
мании сначала в Петербург (этот
обычай принесли с собой немцы в
конце XVIII века), и только потом
распространилась по всей России.
Русские блины, татарские беляши,
обрусевшие уральские пельмени,
украинские вареники, кавказские
чебуреки — все эти вкуснейшие блю-
да пришли в Петербург не вчера, и
все давно заняли прочное место в
привычном меню горожан.
И м енно в Петербурге — рань-
ше всех в России — стали употреб-
лять сливочное масло: ведь это
было «чухонское», то есть ф инс-
кое, масло. «С кувш ином охтенка
спешит.
..» — писал А. С. П уш кин.
Теперь эта ф инка-молочница —
жительница Охты застыла в брон-
зе на правом берегу Невы , напро-
тив Смольного, где когда-то был
перевоз через реку. Это «чухонс-
кое масло» мазали на белый не-
мецкий хлеб, продаваемый в не-
мецких же булочных, причем по
утрам булочник обслуживал поку-
пателей через «васисдас» — фор-
точку, появивш ую ся специально
для таких случаев. К такому аппе-
титном у бутерброду лучш е всего
подходил не привычный чай, а заг-
раничны й «кофий».
А невская рыбка — корюшка!
Ее издавна добывали коренны е
жители приневских земель — ижо-
ры, прирожденные рыбаки. К ста -
ти, исконны м иж орским пром ы с-
лом был и подледный лов рыбы
на Ф инском заливе, так что не-
истребимая тяга ны неш них пи-
Монастырь Св. Александра Невского.
А. Ф. Зубов. 1716 г
4
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 3 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст