И
стория - сегодня
Витрина магазина восточных товаров. Петербург Пассаж.
Фото начала ХХ в. Из собрания Я. Н. Ривоша
творческой потенции. Даже извест-
ные у себя на родине иностранцы
не могли рассчитывать и на малую
толику той славы, которая по заслу-
гам увенчала их труды в северной
столице. Н о еще больший вклад в
жизнь города на всех этапах его су-
ществования внесли и вносят под-
данные и граждане нашей страны —
именитые и безвестные люди разных
национальностей. И сам Петербург
был и остается центром науки и об-
разования, настоящей «кузницей
кадров», в которой формировалась
подлинная элита многонациональ-
ной России. Интеллигенция разных
национальностей осознавала себя в
Петербурге ведущей духовной силой
своих народов. Здесь учились пред-
ставители практически всех наро-
дов России и сопредельных стран,
здесь была создана письменность
для десятков ранее бесписьменных
народов, здесь осознали свою вы-
сокую миссию многие просветите-
ли разных народов.
Сложившееся в X IX веке пред-
ставление о Петербурге как о самом
нерусском из всех русских городов
при всей его неоднозначности сле-
дует признать более адекватным, чем
возобладавшее в последние десяти-
летия в массовом сознании и в поли-
тике мнение о русском городе, в ко-
торый «понаехали разные» и тем «ис-
портили» «петербургский дух». Воз-
можно, лучшим опровержением та-
кого взгляда являются данные, при-
веденные в справочнике 1999 года
«Мемориальные доски Санкт-Петер-
бурга» и проанализированные в ста-
тье А Д. Марголиса «Феномен “ко-
ренного” петербуржца: мифы и ре-
альность». Места рождения знамени-
тых петербуржцев, которым установ-
лены мемориальные доски в нашем
городе, рассеяны по всему миру, в
том числе уроженцев Петербурга в
этом списке 22,8%, выходцев с Укра-
ины — 10,8, с Северного Кавказа и
Закавказья — 5,2, из Прибалтики —
3,8%, Белоруссии — 2,2, Молдавии —
0,4, остальной Европы — 4,4%. П ри-
мерно половина наиболее влиятель-
ных и известных петербуржцев кон-
ца X X века родились в Ленинграде, а
остальные представляют весь Совет-
ский Союз, в том числе 8,1% — уро-
женцы Украины, 5,9 — Северного
Кавказа и Закавказья, 3,4 — Средней
Азии, 1,7 — Белоруссии, 1,2% — При-
балтики. Даже если эти данные не
вполне соответствуют национальной
принадлежности, они наглядно де-
монстрируют ареал притяжения П е-
тербурга и роль «некоренных» петер-
буржцев в жизни города.
С началом нового века и по
мере приближения недавно про-
шедшего 300-летнего юбилея П е -
тербурга значительно выросло чис-
ло знаменательных мест нашего
города, отмеченных памятниками
и мемориальными досками в честь
выдающихся деятелей культуры раз-
ных национальностей, связанных с
северной столицей. Связь эта мо-
жет быть разной. Украинец Тарас
Ш евченко, поляк Адам Мицкевич,
татарин Атаулла Баязитов, грек
И оаннис Каподистрия, итальянец
Джакомо Кваренги жили и работа-
ли в Петербурге. Казах Джамбул
Джабаев никогда здесь не был, но
сумел стать родным для ленинград-
цев-блокадников и их благодарных
6
потомков, сочинив бессмертные
стихи «Ленинградцы, дети мои!».
Азербайджанец Низами Гянджеви из
своего XII века и знать ничего не
мог о будущем северном городе, но
800-летию великого поэта было по-
священо торжественное заседание
в Эрмитаже 19 октября 1941 года, в
уже блокированном Ленинграде.
Средства массовой информации
обращаются к вопросам полиэтни-
ческого состава Петербурга, как пра-
вило, редко и преимущественно — в
негативном контексте, говоря о не-
легальной миграции и этнической
преступности. Позитивные же сторо-
ны многонациональности города —
традиционного источника его дина-
мики и привлекательного междуна-
родного имиджа — оказываются не
востребованы, так как, по мнению
деятелей С М И , неинтересны основ-
ной массе населения Петербурга. В
случаях же редкого обращения к этой
теме авторы часто выказывают вопи-
ющее невежество, что естественно в
условиях массового незнания пробле-
мы, но опасно, учитывая резонанс
от публикаций в С М И .
А ведь тема-то благодатная! За-
думаемся, почему именно Ленин-
град—Петербург стал столицей рус-
ского рока? Н е потому ли, что ис-
кры этой бунташной культуры мог-
ли вспыхнуть только на перекрест-
ке разных национальных культур,
средоточием которых органически
является наш город? Недаром ведь
«моторами» петербургского рока
стали Борис Гребенщиков, Ю рий
Ш евчук, Константин Кинчев.
.. А
кумиры классической музыки —
Чернушенко, Темирканов, Гергиев!
А великий танцовщик Нуреев!.
. Рос-
сийский европейский город Петер-
бург растит таланты людей любой
национальности, да так, что сам воз-
вышается их творчеством.
Ф еном ен Петербурга — это
результат взаимодействия разных
национальны х культур через их
непосредственны х носителей и
создателей — петербуржцев само-
го разного роду-племени, но еди-
ных в своей любви к прекрасно-
му городу. И все это становится
наш им общ им достоянием , н а -
шей законной гордостью, нашей
неразменной — в лю бом смысле,
в том числе и по этнической п ри-
надл еж ности — п етербургской
культурой.
Настоящий культурный интерна-
ционал — вот что такое наш город.
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 5 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст