И
стория - сегодня
Ю. В. М удров
Императрица Александра Ф е-
доровна и Екатерина Федоровна
М уравьева, Л еонтий Васильевич
Дубельт и М ария Николаевна Вол-
конская, Елизавета Ксаверьевна
Воронцова и Екатерина Бакунина,
цесаревич Александр Николаевич
и Василий Андреевич Ж уковский,
великий князь Николай Павлович
и Сергей Григорьевич Волконский,
Александр Христофорович Бенкен-
дорф и Николай Николаевич Ра-
евский, Виктор Павлович Кочубей
и Никита Михайлович Муравьев,
И далия П ол етика и Александр
Сергеевич П уш ки н .
.. С о брание
удивительных и разноречивых лиц
и личностей, сыгравших исклю чи-
тельную роль или оставивших за-
метный след в истории России. П о
какой причине объединили мы их
имена (кроме объединяющей всех
эпохи)? И з желания рассказать об
уникальной выставке — «Русский
камерный портрет», представившей
204 портрета работы Петра Федо-
ровича Соколова, выдаю щ егося
русского художника-акварелиста
первой половины X IX века.
Она была показана в Москве, в
Государственном музее А. С. П уш -
кина на Пречистенке. Состояла из
произведений, хранящихся в мос-
ковских собраниях. «Разбавили»
московские экспонаты акварелями
из петербургского Всероссийского
музея поэта и частных собраний
Парижа. Выставка экспонирована
в юбилейный год Санкт-Петербур-
га, и посему экспозиция предста-
вила значительнейший пласт пе-
тербургской истори и и художе-
ствен н ой культуры .
О сн овн ую
часть ж изни П . Ф. Соколов про-
вел в П етербурге. В городе на
Н еве ок он чи л И м п ер ато р ск ую
академию художеств, жил здесь, за
исклю чением последних ш ести
лет. И больш инство изображен-
ных им персонажей — представи-
тели дом а Ром ановы х, вы сш ей
аристократии, интеллектуальной
Портрет П. Ф. Соколова.
Худ. В. А. Тропинин. 1833 г
Холст, масло. ГРМ
и творческой элиты России той
эпохи, жили в столице Р осси й с-
кой империи.
П етр Федорович Соколов —
фигура в русском искусстве значи-
тельная. Реформатор в области ак-
варельного портрета, а по сути —
создатель ш колы русского аква-
рельного портрета, «нового, пол-
ного человечности»1. О н — автор
исклю чительно полной портрет-
ной галереи пуш кинской эпохи.
Худож ник исполнил три знамени-
тых портрета великого поэта. П ри
ж изни мастер был чрезвычайно
популярен. О н выполнял своего
рода «портреты на память». О ни
играли и ту роль, которая затем
перейдет к фотографии. За испол-
нением портретов к нему стояла
очередь из весьма титулованных
особ. Некоторы е портреты худож-
ник повторял сам, его работы к о -
пировались другими мастерами.
О н был другом многих выдающих-
ся деятелей русской культуры, се-
мейные узы соединяли Петра С о -
колова с Брюлловыми. Его цени-
ла императорская семья.
.. А путь
к творчеству начинался на д о -
вольно трагической ноте.
П . Ф. Соколов родился в М о с -
кве. Детские годы его были несча-
стливыми. И даже дата его рожде-
ния не вполне определена: 1787 или
1791 год. Связано это с тем, что его
отец, отличавшийся пагубной стра-
стью к карточной игре, проиграл
все свое нем алое со сто я н и е и
преждевременно скончался. Ж изнь
юного Петра резко изменилась. В
«нежном» возрасте он был увезен
матерью, отправивш ейся искать
лучшей доли, в Петербург. Оста-
новиться в столице они смогли
лиш ь у «бедных родственников,
живших в Гавани, которая в то вре-
мя еще более, чем теперь, страда-
ла от наводнений»2.
«Самый бедный люд ютился в
этой местности, кое-как перебива-
ясь изо дня в день, и тогда уже было
у жителей Гавани обы кновение
выезжать на утлой лодке в залив,
ловя разные обломки щепы, заме-
нявш ие собой дрова. Крепкий и
ловкий мальчик, мой отец не раз
выезжал для подобных экскурсий
и нередко в дурную погоду возвра-
щался измокш ий и чуть не вплавь
с кое-какой добычей», — так п и-
сал о детских годах П . Ф. Соколо-
ва, проведенных в Петербурге, его
сын Петр Петрович Соколов, тоже
художник3.
Главной задачей матери в П е -
тербурге было устройство сына в
какое-либо учебное заведение на
казенный счет: «Между тем бабуш-
ка изо всех сил старалась опреде-
лить его куда-нибудь в учение и,
наконец, ей удалось поместить его
в Академ ию художеств полны м
пансионером .
..», — продолж ает
Петр Петрович4. В Воспитательное
училище при академии брали маль-
чиков в возрасте 8— 9 лет. Однако
Петру (при устройстве его туда) в
1800 году было 13 лет. П оэтом у
можно предположить, что годы ему
были «убавлены». Двое сыновей
7
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 6 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст