Петра Федоровича — Алексей и
Петр всегда указывали 1787 год как
дату рождения отца.
Петр Соколов провел четыре
года в Воспитательном училище,
а затем обучался непосредствен-
но в академии. Учился он в клас-
се батальной живописи. М ного ра-
ботал. В 1805 году за рисунок по-
лучил малую серебряную медаль.
А учителями его были такие зна-
м е н и те й ш и е п р о ф е ссо р а , ка к
Г. И . Угрю мов и А. И . Иванов.
Позднее ему приш лось учиться и
у А. Е. Егорова и В. К. Ш ебуева,
также выдающихся педагогов и ху-
дожников. В 1808 году он вновь
получил первую серебряную ме-
даль и вышел на конкурс. За про-
грамму «Плач Андромахи над те-
лом убитого Гектора» получил вто-
рую золотую медаль. Однако вож-
деленной пенсионерской поездки
в Италию эта награда не дала. А т -
тестат первой степени и шпага в
тот момент были малым утеш е-
нием для художника. Ему представ-
ляется возможность сделать еще
одну попытку. Соколову определе-
на новая тема (уже из русской и с-
тории): «Представить отъезд вели-
кого князя Дмитрия Д онского на
сраж ение с приближ авш им ся к
М о ск в е М ам аем , приемлю щ его
благословение на сие решительное
дело спасения России от Св. Сер-
гия Радонеж ского чудотворца и
прощ аю щ егося со своей супру-
гой». Работа Петра Соколова не
была признана удачной, награды
он не получил, и что самое глав-
ное — не получил возмож ности
поехать пенсионером в Италию.
В 1810 году он «свободным ху-
дожником» выпускается из акаде-
мии. Без средств к существованию,
без родственных связей, без высо-
ких покровителей. Впрочем, п о-
кровитель все же был — Алексей
Н икитич Пещуров. В его доме м о-
лодой художник был принимаем и
обласкан, а затем там он и посе-
лился. Частные уроки при хорошей
рекомендации Пещурова дали пер-
вые средства для жизни, позволи-
ли завести определенный круг зна-
комств, а хорошая выучка, про-
фессионализм, блестящее владение
рисунком позволили получать за-
казы на исполнение акварельных
портретов.
В 1820 году Петр Соколов, же-
нивш ись на Ю лии Брюлло, родной
сестре «великого Карла», вошел в
стория - сегодня
эту многочисленную, богатую та-
лантами семью. Проф ессиональ-
ные интересы сблизили его в се-
мье с Александром Брюлловым,
также ставшим известным акваре-
листом. Брак Петра Федоровича
был счастливым. В течение перво-
го десятилетия супружества у него
родились три сына — Петр (1821),
Павел (1826) и Александр (1829),
ставшие впоследствии известными
живописцами. Все они учились в
Горном корпусе (институте), а за-
тем в Академии художеств.
Очаровательное юное создание
смотрит на нас с карандаш ного
рисунка. «Портретом неизвестной»
значится он в каталоге, но имеет
уточнение: по мнению И . Б. Ч и -
жовой, петербургского искусство-
веда, — это портрет Ю лии Брюл-
ло5. Также в Третьяковской гале-
рее находится живописный потрет
жены (с кошкой), однако он ос-
тался за пределами выставки.
Среди представленных на вы с-
тавке портретов самыми ранними
являю тся портреты П ещ уровы х
(постоянно они хранятся в петер-
бургском музее на М ойке, 12). К а -
рандашные рисунки, подцвеченные
сангиной, датируются серединой
1810-х годов и изображают главу
семьи — Алексея Никитича (1779—
1840), его супругу Елизавету Х ри с-
тофоровну (урожденную Комнено,
год рождения неизвестен — не ра-
нее 1863) и сестру Елизавету Н и -
ки тичну (1786—1817). П ещ уров,
бывший сенатором и губернатором
в Пскове, Витебске, известен как
дядя лицеиста, а затем канцлера
Портрет неизвестной. 1810-е гг.
Бумага, карандаш. ГТГ
8
Портрет А. Н. Пещурова.
Конец 1830-х гг
Картон, акварель. ВМП
А. М . Горчакова. Пещурову было
поручено наблюдение за А. С. П уш -
киным в годы Михайловской ссыл-
ки, так как в те годы он был Опо-
чецким уездны м предводителем
дворянства. В его же имении Ля-
моново на Псковщ ине состоялась
в 1824 году встреча лицейских дру-
зей Горчакова и Пуш кина.
Творческим успехам и матери-
альном у благополучию сп о со б -
ствовал еще один вельможа — граф
Степан Федорович Апраксин. Н е -
которое время «молодые» жили в
его доме на М оховой улице, а сам
граф был посаженным отцом на их
свадьбе. Петр Федорович писал гра-
фа, но на выставке можно видеть
лишь акварельный потрет его внука
— Петра Апраксина (ок. 1830 года,
Г И М ). Степан Федорович Апрак-
син, герой Отечественной войны
1812 года, протежировал художни-
ка при «высочайш ем дворе». В
1821 году по его рекомендации при-
гласили Соколова в Аничков дво-
рец. Великий князь Николай П ав-
лович заказал портрет трехлетнего
сына Александра Николаевича (бу-
дущего Александра II). Н а выстав-
ке представлен акварельный порт-
рет д есяти л етне го н асл ед н и ка
(ГТГ), два портрета его же с сест-
рой Марией Николаевной (1825 год,
Г М П и Музей Тропинина). 1820-ми
годами датируется большой аква-
рельный портрет самого Николая
Павловича (В М П ) и виртуозное
изображение его супруги Алексан-
дры Федоровны (ГИ М ). Здесь же и
И ст ория П ет ербурга. № 5 (1 5 )/ 2003
предыдущая страница 7 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №15 (2003) читать онлайн Домой Выключить/включить текст