билеи
выделялся особый квартал между
Петербургской и Стрельнинской
дорогами. Это позволяло соблюс-
ти некоторую симметрию по отно-
шению к постройкам Братош инс-
кой слободы, а также придать селе-
нию живописный вид со стороны
Стрельнинского шоссе, по которо-
му в летнее время часто проезжала
императорская семья. Предполага-
лось, что ручей разделит слободу на
две части, каждая из которых бу-
дет иметь свои отличительные чер-
ты. В первой части (южной), где на-
ходился кирпичный завод, многие
из крестьян занимались гончарным
промыслом, во второй - разведени-
ем садов50.
Император при рассмотрении
проектного плана Павловской сло-
боды поручил продолжить ее пос-
леднюю улицу, названную П оле-
вой, до смыкания углом с Задней
улицей51. Генплан Павловской сло-
боды получил утверждение 1 ав-
густа 1841 года52.
Больш ой приток людей в лет-
нее время в Красное Село способ-
ствовал осущ ествлению проекта
архитектора Мейера, предприняв-
шего по указанию удельного ве-
домства постройку 14 деревянных
домов для сдачи внаем. И х реш и-
ли возвести по правой стороне до-
роги из Красного Села к Дудерго-
фу в Фабрикантской слободе (не-
далеко от Верхней красносельской
бумажной фабрики). Проект был
утвержден 19 апреля 1846 года53.
Строительство велось с большой
экономией: сосновый лес исполь-
зовался только в тех местах, где
сырость могла повредить дереву, -
на половые балки, нижние венцы
стен, а в остальных местах он был
еловый. К октябрю 1841 года по-
стройку 14 дач закончили. Ф аса-
ды небольш их домов на три оси
либо не имели декора, либо офор-
м л ял и сь п и л я стр ам и . Б ол ьш ой
дом на пять осей имел мезонин.
Пилястры и балюстрада дополня-
ли его облик.
Военные учения, смотры и ма-
невры собирали в Красное Село
большое количество гостей, в том
числе иностранцев, генералитет. В
связи с этим разработали програм-
му по перестройке ряда зданий,
их приспособлению к новому на-
значению.
По проекту Мейера в 1847 году
в дворц овом саду возвели еще
один деревянный дворец импера-
тора. Здание имело форму квад-
рата с вы ступавш им и объемами
восьмигранной башни и двух кры-
лец. Для фундамента использова-
лась бутовая плита, на кладку цо-
коля употреблялся старый кирпич,
от разобранного здания бывш ей
бум аж н о й ф абрики. Н а р уж н а я
обш ивка делалась с русти кам и ,
карни зам и, п ояскам и . Главны й
фасад вы дел ял ся п и л я стр ам и .
Д ворец был окраш ен под серую
известь с выделением деталей бо-
лее светлым тоном54. 19 июня го-
сударь осмотрел новы й дворец и
признал, что «он хорош, очень хо-
рош и убран прекрасно, в особен-
ности изволил восхищ аться в и -
дом с башни на лагерь»55.
В 1848 году по проекту архи-
тектора М ейера здание Главного
удельного училища и красносель-
ского удельного госпиталя приспо-
собили для квартир в лагерное вре-
мя56. В связи с этим возникла не-
обходим ость в постройке новой
удельной больницы, которую пред-
полагалось расположить на пересе-
чении улиц Дворцовой и Н иколь-
ской (ныне существует, ул. Лермон-
това, 30). Проект больницы, состав-
ленный Мейером, был утвержден
13 июня 1848 года57. Одноэтажное
деревянное Т-образное здание со
службами из бревен «в лапу» об-
шили «в рустик» строгаными дос-
ками. Карнизы, пилястры, парапет,
пояски и продушины выполнялись
«столярной работой». Здание ок-
расили под серую известь, окна и
двери - белилами. В связи с бо-
лезнью зодчего перечисленные ра-
боты выполнял архитектор Г. Ка-
м уцц и (за исклю чением ф унда-
ментов). П остройку закончили к
октябрю 1849 года. Ее освидетель-
ствование
провел
архитектор
Н . Л. Бенуа и счел, что «здание
построено хорошо, прочно, краси-
во и согласно с планом»58. Главный
фасад
больницы
им ел
3-11 -
3 осей59. Центральный вход выде-
лялся четы рехколонны м п о р ти -
ком. Боковые ризалиты на три оси
были обработаны пилястрами на
углах и завершались треугольны-
ми фронтонами. В настоящее вре-
мя портик в здании отсутствует,
вместо него центральные четыре
оси выделены лопатками.
Наряду с заботами о медицин-
ском обслуживании жителей и го-
стей, приезжавших в летнее время
в Красное Село, им ператорская
фамилия стремилась, чтобы у во-
енных чинов были светские раз-
влечения в свободное от служеб-
ных обязанностей время. В связи с
этим полковнику Н . Синельнико-
ву поручили наблюдение за у ст-
ро й ством
театра.
Со ставл ен и е
проекта взял на себя безвозмездно
губернский инж енер-архитектор
Н . А. Сычев60. Для летнего театра
определили место на правой сто-
роне нового ш оссе, ведущ его из
К расного Села м им о бумаж ной
фабрики к селению фабрикантов,
в низине Безымянного озера61.
13
декабря 1850 года импера-
тор, «изъявив Высочайшее соизво-
ление на п о стр о й к у в К расн ом
Селе летнего деревянного театра.
..
изволил из двух составленных ар-
хитектором Сычевым фасадов ут-
вердить упрощенный. Ч то же ка-
сается до плана театра, то по изъяв-
ленному Государем наследником
цесаревичем желанию таковой пе-
ределан архитектором Театраль-
ной
Д и р е к ц и и
К авосо м » 62.
А. К. Кавосу было предложено не
увеличивать пропорции «противу
плана архитектора Сычева, при сем
препровождаемого, но с исправле-
нием необходимы х надобностей
для театральных представлений и
убавкою сцены, если пространство
оной велико, а также чтобы было
видно из всех мест»63.
Благодаря тому, что в строи-
тельстве принимали участие воен-
ные, театр построили всего за пол-
года - к 1 июля 1851 года. Если
внеш ний облик театра, п р я м о у-
гольного в плане, отличался просто-
той, то внутренняя отделка была
Фасад Удельной больницы. Архитектор Х. Мейер. Чертеж. 1848 г.
19
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 18 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст