билеи
План трибун для зрителей.
Военный инженер В. А. Колянковский. Чертеж. 1892 г. РГВИА
2 2
ству ипподромов, один из которых
построили в Красном Селе.
За поселением и ф абриками
стал располагаться лагерь войск
гвардейского корпуса. Впервые он
был там дислоцирован в 1765 году.
И мператрица М ария Федоровна,
которой принадлежала вся земля
вокруг Красного Села, решила ус-
тупить ее 1 января 1820 года для
постоянного проведения военных
маневров и устройства лагерей80.
Как отмечал М . И. Пыляев, ла-
герь под Красным Селом представ-
лял довольно красочную картину:
кавалерия обычно располагалась в
деревне, а пехота - в палатках, раз-
мещаемых на свободном простран-
стве81. С холмов можно было на-
блюдать проводившиеся в долине
маневры. П облизости от лагерей
находился ипподром, давший рас-
п ол ож ен н ом у правее К расного
Села соседнему поселку название
- «Скачки». Д ля остановки поез-
дов на пути из Петербурга к Крас-
ном у С елу устроил и платф орму
«Скачки». П оезда останавлива-
лись там только в дни состязаний.
Офицерские скачки в Красном
Селе были высочайше утвержде-
ны в 1857 году под председатель-
ством великого кн язя Н и к о л ая
Н икол аевича. « Его В ы со честву
угодно, чтобы там устроен был вре-
менный открытый манеж. О н дол-
жен состоять из одного только бор-
та, длиною и шириною по мере ма-
нежа Главной придворной конюш-
ни»82. П роект и смету на устрой-
ство временного деревянного от-
крытого манежа для оф ицерских
скачек составил архитектор А. И.
Ш такеншнейдер83. Следовательно,
сущ ествую щ ее в краеведческой
литературе указание на 1861 год,
как год начала скачек в Красном
Селе, ош ибочно84.
Манеж представлял собой пря-
моугольное в плане сооружение в
виде бортового ограждения с от-
косами, построенное из дерева. Он
имел два входа и балконы для су-
дей. Н ад судейским и балконами
устроили три парусиновых шатра.
Щ иты, составлявшие ограждения,
крепились между собой крючками
и угольниками.
В 1872 году вел ики й князь
Н и к ол ай Н иколаевич Старш ий,
уделяя большое значение разви-
тию военного скакового спорта и
не удовлетворяясь сущ ествовав-
ш ими в кавалерии обязательными
испы таниям и, реш ил устраивать
ежегодно общие скачки - состяза-
ния на четыре версты для желаю-
щ их офицеров всей кавалерии и
конной артиллерии85.
Для состязаний, кроме скако-
вого круга, возвели деревянные три-
буны, царский павильон, судейс-
кую беседку. Через двенадцать лет
появилось такое техническое усо-
верш енствование, как телефон.
Ежегодные скачки проводились в
торж ественной обстановке при
большом стечении зрителей, при-
бывавших в экипажах, пешком, вер-
хом, на поездах из Петербурга, Пе-
тергофа и Гатчины. Н а трибунах и
в царской беседке, задрапирован-
ной красным сукном, цветами и зе-
ленью, обычно развевались флаги.
М еста на трибунах делились на
ложи и «места ниже лож», за кото-
рые соответственно платили по
пятнадцать рублей и по одному руб-
лю. Автор «Путеводителя по Бал-
тийской дороге» А. П. Верландер
указывал на наличие галереи купца
Малафеева (очевидно, сооруж ен-
ной на его средства), где ложи сто-
или от семи до двадцати рублей, а
стулья и кресла от одного до трех86.
Большой интерес для дальней-
шей истории красносельских ска-
чек представляю т чертежи, най-
денные в Р Г В И А . Н а одном из них,
исполненном после 1872 года, обо-
значены скаковой круг в форме
эллипса,
тр и б ун ы
с л ож ам и87.
М еж ду трибунами находился па-
вильон для членов императорской
фамилии. Н а другом чертеже кон-
ца X I X - начала X X века обозначе-
ны три трибуны, императорский и
судейский павильоны88. Н а скако-
вом кругу выделены препятствия:
напротив императорского павиль-
она - деревянный барьер, далее ка-
менная стена, дерновый валик, пле-
тень, земляной валик с канавой,
канава с водой. О бнаруж енны е
чертежи, подписанны е инженер-
полковником В. А. Колянковским
в 1892 году, свидетельствую т о
предполагаемой перестройке с рас-
ш ирением императорского пави-
льона, а также о возведении вмес-
то старой трибуны новой89.
Наиболее полное представле-
ние об архитектуре ипподром а
дают найденные в Центральном го-
сударственном архиве киноф ото-
фонодокументов Санкт-Петербур-
Ф асад
Императорского павильона.
Военный инженер
В. А. Колянковский.
Чертеж. 1892 г. РГВИА
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 21 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст