билеи
гарды вспоминали, что служивший
в их полку убийца Пуш кина Дан-
тес, презирая русский язык, поряд-
ки и дисциплину, получал взыска-
ния за то, что «на линейку бивака,
вопреки приказанию офицерам не
выходить иначе, как в колетах или
сю ртуках, вы ходил в шлафоре,
имея шинель внакидку»10.
И звестн ы й ш утн и к и остро-
слов, офицер лейб-гвардии М о с -
ковского полка К. А. Булгаков ос-
тавил о себе память своими шало-
стями, в том числе и в Красном
Селе. О днаж ды вел ики й князь
М ихаил Павлович увидел Булга-
кова кутящ им в ресторане за не-
сколько верст от лагеря, хотя тот
был дежурным по полку. Разгне-
ванны й великий князь крикнул
своему кучеру: «В лагерь, живо, к
М о ск о в ск о м у полку!» Л ош ади
мигом домчали, и М ихаил Павло-
вич тут же велел созвать всех де-
ж урны х по полкам . В их числе
явился и Булгаков. Пораж енны й
великий князь отозвал его в сто-
рону и сказал: «Даю тебе слово,
Булгаков, что тебе ничего не будет,
если скажешь, как тебе это уда-
лось». - «Самым простым образом,
ваше высочество. Вы сами довез-
ли меня в вашей коляске, только
на запятках».
С начала 1830-х годов время
пребывания Гвардейского корпуса
в лагерях было увеличено с одного
до полутора месяцев, с 1840-х го-
дов - до двух месяцев. По возвра-
щении полков в свои казармы на-
ступало относительное затиш ье.
Солдатам давался отдых от заня-
тий, чем лучше показал себя полк,
тем длиннее, до 10 дней. М ногие
офицеры в конце лета уезжали в
отпуска. В 1849 году гвардия схо-
дила в Венгерский поход, где ей не
пришлось принять участия в боях,
с 1853 по 1856 год продлилась
Крымская война, показавшая храб-
рость русского солдата и недостат-
ки системы. Реформы нового цар-
ствования многое изменили в ар-
мии, начиная, как всегда, с гвардии,
что отразилось и на красносельских
маневрах. «Брань под Красным»
приобрела черты нового времени.
1
Павел Федотов. Каталог. СПб., 1993. № 56.
2
Гулевич С. А. История Л-гв Финляндского полка. СПб., 1906. Т. 2.С. 202.
3 Там же. Т. 2. С. 206.
4 Там же. Т. 4. С. 215.
5 Дондуков-Корсаков А. М. Мои воспоминания. Стар. и нов. СПб., 1902. Кн. 5. С. 186.
6 Самсонов Г. П. Из записок старослужившего / / Рус. старина. 1901. Дек. С. 932.
7 Дондуков-Корсаков А. М. Указ. соч. С. 184.
8 Гулевич С. А. Указ. соч. Т. 2. С. 207-208.
9 Степанов П. А. 25 лет в Л-гв Егерском полку / / Воен. сб. 1878. № 2. С. 345.
10 Панчулидзев С. А. Сборник биографий кавалергардов. СПб., 1906. Т. 4. С. 77.
Красносельский лагерь в рисунках
и акварелях
П
А .
Федотова
Л. А. Малашевская
Ж и зн ь К расного Села и его
окрестностей с конца X V III века и
вплоть до начала Первой мировой
войны протекала довольно интен-
сивно, особенно в летние месяцы.
Сюда устремлялись любители де-
ревенского отдыха, привлекаемые
живописными ландшафтами, чис-
тыми озерами, многочисленными
рощами и садами. Н о главной от-
л и чи тел ьн о й чертой эти х м ест
было то, что в мае-августе здесь
сосредотачивались полки импера-
торской гвардии. Еж егодно 40-
45 тысяч высших и нижних чинов.
Фактически каждый офицер гвар-
дейского корпуса несколько раз за
время своей службы находился в
красносельском лагере.
Из среды военных, связанных с
Красным Селом, вышло много яр-
ких личностей. Однако их упоми-
нание ограничивают обычно име-
нами В. И. Суворова, М . И. Кутузо-
ва, М . Ю . Лермонтова, А. Ф . М о -
жайского. Э то т ряд, несомненно,
пополнит имя художника П. А. Ф е-
дотова.
П авел А н дрееви ч
Ф едотов
(1815-1852) прожил короткую, но
чрезвы чайно насы щ енную твор-
ческую жизнь. Его картины «Све-
жий кавалер», «Завтрак аристок-
рата», «Сватовство майора», «Вдо-
вушка», «Анкор еще анкор» стали
хрестоматийными. Три из них по-
свящ ены военны м сюжетам. Это
естественно для человека, у кото-
рого семнадцать из отведенных ему
37 лет жизни были связаны с воен-
ной средой - учебой в М оск овс-
ком кадетском корпусе и службой
в лейб-гвардии Ф инляндском пол-
ку. М ногочисленны е офицерские
обязанности, поглощавшие значи-
тельную часть времени, не только
не потуш или в нем искру творче-
ства, но, наоборот, были для вооб-
ражения начинающего художника
питательной средой. Еще в кадетс-
ком корпусе, а позже в Ф инляндс-
ком полку он занимался рисовани-
ем, акварелью, находя персонажи
и сюжеты для своих работ в гвар-
дейских среде и быте, укрепляясь
год от года в стремлении полнос-
тью уйти в творчество. Толчком к
осуществлению мечты стало созда-
ние худож ником ш ироко извест-
ной ныне акварели из собрания
Государственного Русского музея
( Г Р М ) «Встреча в лагере лейб-
гвардии Ф инляндского полка вел.
кн. М ихаила Павловича 8-го июля
1837 года». Действие развернутой
на ней сцены происходит в Крас-
33
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 32 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст