билеи
34
носельском лагере, где обучались
и укрепляли здоровье войска П е-
тербургского округа. За десять лет
служ бы в Ф и н л я н д ск о м п олку
Федотов неоднократно участвовал
в учениях и маневрах, был знаком
с различными сторонами лагерных
будней. В его художественном на-
следии можно выделить ряд про-
изведений, относящихся к началь-
ному этапу истории становления
красносельских маневров периода
1833-1843 годов.
В акварелях и рисунках Ф едо-
това мы не увидим четко построен-
ных рядов войск, красивые цепи и
квадраты марширующих, эффект-
но одетых гвардейцев. Б удущ ий
родоначальник критического реа-
лизма изображал моменты, которые
в те годы зачастую ускользали из
поля зрения или совершенно по-
иному трактовались академически-
ми баталистами. Художника при-
влекали моменты повседневной ла-
герной жизни, ее бытовая сторона,
непринужденное общество друзей-
офицеров, незатейливые частные
эпизоды , подмеченные во время
учений, маневров, участниками ко-
торых были как офицеры, так и сол-
даты. Все это он часто сдабривал
иронично-ш утливы м взглядом на
изображ аемое. М ож н о упрекать
Н иколая I в насаждении им соб-
ственных вкусов в живописи, но то,
что делал Федотов, вызывало у мо-
нарха одобрение и желание поддер-
жать начинания молодого тогда
офицера-художника. Федотовские
листы, по большей части небольшо-
го формата, населены многочислен-
ными персонажами, многословны и
повествовательны, полны юмора и
живого чувства свидетеля происхо-
дящего.
П ри их рассмотрении воскре-
сают в памяти слова автора, ком-
ментировавшего на выставках кар-
тину «Сватовство майора»:
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим:
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Предлагаем «протереть очки» и
сегодняшнему зрителю, интересую-
щ емуся историей красносельских
лагерей. Напомним, что на федо-
товских листах представлены ре-
ально жившие люди, в их реально
имевш их место быть взаимоотно-
шениях. Как отмечали современни-
ки, портреты изображенных одно-
полчан, а у Федотова они составля-
ли целый альбом, отличались боль-
шим сходством. Если внимательно
рассмотреть все сделанное Федото-
вым за время службы в лейб-гвар-
дии, то можно утверждать, что де-
сять лет он был прилежным хрони-
кером родного полка.
3
января 1834 года в чине пра-
п орщ ика
восем надц атил етний
П. А. Федотов прибыл в лейб-гвар-
дии Ф инляндский полк, располо-
женный в своих казармах на Васи-
льевском острове. С того года и до
отставки, как свидетельствует со-
хранивш ийся ф ормулярны й спи-
сок, он вместе с полком в летний
период пребывал в Красносельс-
ком лагере. Напомним кратко ис-
торию его становления. Э ти сведе-
ния почерпнуты из «Военной эн-
циклопедии» , брош ю р военны х
медиков и историков О. Гейфель-
динга и С. Унтербрунера, из пол-
ковой истории С. Гулевича, а так-
же из других изданий1.
14
ию ля 1765 года в районе
Красного Села впервые были собра-
ны войска для маневров. До 1830
года гвардия участвовала в манев-
рах в течение одного месяца, но с
1831 года этот срок составлял шесть
недель2, к 40-м годам — два месяца в
июне-июле, в дальнейшем лагерные
сборы длились все лето. С 1833 года
Финляндский полк располагался в
Большом лагере, где его соседями
были М осковский, Гренадерский,
Павловский и другие пехотные пол-
ки 2-й гвардейской пехотной диви-
зии, а также роты гвардейской пе-
шей артиллерии и военно-учебные
заведения на правом фланге. М ест-
ность вокруг представляла собой
живописные картины, где низины
перемежались с возвышенностями,
поросш ими многочисленными са-
дами, рощами, лесами.
Н а таком же фоне, разработан-
ном легко и обобщенно, предста-
вил Федотов на акварельном лис-
те «В лагере на передней линейке.
Групп ово й
п ортрет
оф ицеров
Ф инляндского полка» вечернюю
сцену отды ха оф ицеров3. П ер е-
дний план он занял изображением
беседую щ их офицеров, располо-
жившихся на диване, сооруженном
из дерна. Среди однополчан автора
здесь присутствую т Э. К. Ш ульц,
Е. Е. Иордан, князь Р. И. Андронни-
ков, барон П. Е. Тизенгаузен. И х
портреты, как это было свойствен-
но художнику, тщательно прописа-
ны, отл ичал ись больш им схо д -
ством и легко узнавались совре-
менниками, о чем свидетельство-
вали все, кто был знаком с творче-
ством Ф едотова. К ром е ум ения
передать сходство, без труда про-
слеживается еще одна свойствен-
ная мастеру черта - любовь и вни-
мание к деталям бытового харак-
тера, которые становятся «говоря-
В лагере на передней линейке.
Групповой портрет офицеров Финляндского полка.
ГРМ, 1840-1841. Бумага, акварель. 33,7x26,9
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 33 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст