билеи
Семья генерал-майора А. С. Вяткина среди офицеров лейб-гвардии
Финляндского полка в Красносельском лагере в 1840-м году.
Местонахождение неизвестно
щими». Так, Иордан и Тизенгаузен
одеты в домашние халаты, видимо,
они являлись хозяевами палатки4,
которая изображена слева от сидя-
щих. Известно, что до появления
бараков офицеры жили в них по
двое. За спинами беседующих тя-
нется л иния других оф ицерских
палаток, около которых стоят бе-
седующие князь И . Ф . Орбелиани
и П. А. Ш мидт.
Тема дружеского общения, со-
вместного отдыха прослеживается
и в акварели «Семья генерал-май-
ора А. С. Вяткина среди офицеров
лейб-гвардии Ф инляндского пол-
ка в К р асн осел ьско м лагере в
1840-м году». Действие происхо-
дит, как видно, в послеобеденное
время, когда офицеры покинули
столовую5, расположенную на вто-
ром плане и представляющую со-
бой больш ую палатку с окнами.
Командир полка изображен в цен-
тре обл окоти вш и м ся на спи нку
кресла, в котором сидят его жена и
дочь. Вместе с другими офицерами
они рассматривают работы Ф едо-
това. Присутствие в лагере женщин
не было необычным. Семьи жена-
тых офицеров зачастую располага-
лись на дачах по соседству (в Крас-
ном Селе или окрестных деревень-
ках), так же как и семьи женатых
солдат, но, естественно, с разницей
в бытовых условиях. Эта акварель
обилием реальны х персонаж ей
(здесь изображены офицеры Угрю-
мов, Федоров, Кинович, Греч, Розе,
Макуаер), многочисленных живых
сценок и обилием деталей харак-
терна для Федотова. О н изображен
здесь же, демонстрирующим дамам
и товарищам свои работы. Талант
Федотова, посещавшего с согласия
ком андира в
свободное время
классы рисования в Академии ху-
дожеств, однополчане одобряли и
ценили, часто служили моделями
для его сюжетов. П. С. Лебедев, со-
ученик Ф едотова по кадетскому
корпусу, вспоминал, что командир
полка генерал-майор М . А. Офро-
симов (1833-1839) «на время ла-
геря 1839 года, отделил барак, где
он поселился с своими слепками и
рисунками»6.
До 1918 года многочисленные
произведения Ф едотова х р а н и -
лись в полку (с 1904 года в органи-
зованном там И сторическом м у -
зее), откуда их доставили в Р у с-
ский музей.
В упом януты х акварелях на-
шли отражение те моменты лагер-
ной ж изни, когда полк, прибы в-
ший из Петербурга, успел основа-
тельно организовать свою деятель-
ность, то есть обустроить пекарню,
баню, поставить палатки и нары в
них, подготовить площ адки для
занятий. П о заверш ении х о зя й -
ственных хлопот в лагере начина-
ли ротные, батальонные и полко-
вые ученья. У ротных командиров,
должность, которую исполнял тог-
да и Ф едотов, свободного време-
ни было мало. О но поглощалось
занятиями с солдатами. Требова-
ния к качеству и внешней стороне
исполнения приемов (шага, пост-
роений, ружейных приемов, хож -
дения в строю) были невероятно
вы соки и диктовались ж есткими
требованиями командира Гвардей-
ского корпуса великого князя М и -
хаила П авловича (1831-1844) -
брата императора. Тем не менее
друг Федотова А. Дружинин писал:
«Службою Павел Андреевич зани-
мался старательно, хотя без осо-
бенной горячности. Зоркий глаз -
начало успехов в военном деле -
был ему лучш ей помощью, давая
возм ож ность не только держать
свою роту в великом порядке, но
даже находить артистическую при-
ятность в занятиях довольно уто-
мительных для будущего худож-
ника»7. Как свидетельствует фор-
мулярный список, старательность
Ф едо това была вознаграж дена,
ежегодно он «удостоился получать
в числе прочих высочайшее благо-
воление за смотры маневры и уче-
нья» в Красном Селе8. Однако зас-
лужить поощрения было непросто.
Мелочная придирчивость, ко-
торой был известен командующий,
вынуждала с такой же придирчи-
востью командиров любого ранга
относиться к своим подчиненным.
Ж ивописной иллюстрацией этого
из лагерной повседневности слу-
ж ит хрестоматийно известная ак-
варель «Брань под Красным» (Го-
сударственная Третьяковская гале-
рея (ГТГ). 1840? Бумага, акварель.
19,8 х 15,9)*.
А кварел ь « Встреча в лагере
лейб-гвардии Ф инляндского пол-
ка вел. кн. М и хаи л а П авловича
8-го июля 1837 года» вызывает по-
ложительные эмоции и насыщена
мажорным настроением9. Ее сюжет
раскры т полностью в названии.
Великий князь буквально за пару
дней до 8 июля прибыл из-за гра-
ницы и сразу по возвращении от-
правился к подчиненным в Крас-
ное Село. Встреча произошла, ви-
димо, ближе к вечеру недалеко от
линии солдатских палаток. Среди
персонажей, включенных в компо-
зицию, впервые столь многолю д-
ную у художника, достаточно сдер-
жанными представлены офицеры
Финляндского полка и восторжен-
ными солдаты, в неподдельном ли-
* Подробнее об этом см. в статье
С. А. Малышева «Брань под Красным»,
помещенной в этом номере журнала. -
Ред.
35
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 34 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст