билеи
ковании подбрасывающие шапки,
приветствуя тем М ихаила Павло-
вича. Ф едотов был участником и
свидетелем сцены, о чем вспоми-
нал: «.
..сюжет славны й задел на
первом порыве художника, и он его
с терпением выполнил в лицах»10.
Эти же лица на следующем эта-
пе лагерного плана должны были
продем онстрировать результаты
летней учебы: с конца июня в крас-
носельских лагерях начинались на
Военном поле дивизионные двенад-
цатирядные, а потом линейные уче-
ния (в полном числе рядов), «с по-
рохом и артиллериею», то есть со
стрельбой холостыми зарядами. На
них обычно присутствовал Михаил
Павлович. Его изображения, по вос-
поминаниям современников, всегда
удавались Федотову. Это подтвер-
ждают и несколько небольших пор-
третов из собрания отдела рисунка
и акварели Русского музея, и шарж
из коллекции Государственной
Третьяковской галереи «Д ивизи-
онное учение с порохом в присут-
ствии шефа лейб-гвардии Ф инлян-
дского полка вел. кн. Михаила Пав-
ловича» (ГТГ, 1840-1841. 22х 15,2).
Эта акварель не была закончена ху-
дожником. В величественной позе
полководца, с шарфом на шее, на-
пом инаю щ им
лавровы й
венок,
предстает перед зрителем легко уз-
наваемый командующий гвардейс-
ким корпусом, в подзорную трубу
наблюдающий за учением. Н о па-
фосная, гротескная поза героя пер-
вого плана не вполне соответствует
действию второго: запросто чаевни-
чающие у палаток и одетые по-до-
машнему офицеры, занятая «амур-
ными» делами парочка крестьян без-
различны к тому, что так важно глав-
ному персонажу - не упасть лицом в
3 6
грязь перед императором на пред-
стоящих больших маневрах.
Члены императорской фами-
лии постоянно посещали войска,
расположенные в лагере. О ни оста-
навливались в своих дворцах, по-
строенных в «Царском саду» Коло-
менской слободы Красного Села,
откуда в любой момент могли от-
правиться по полкам с объездом,
объявить смотр, учения или манев-
ры. Как отмечал историограф пол-
ка С. А. Гулевич, во время маневров
Николай I нередко ночевал в палат-
ках с гвардейцами. В конце лагер-
ного периода обычно царем произ-
водилась общая тревога, когда все
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка
вел. кн. Михаила Павловича 8-го июля 1837 года.
ГРМ, 1837. Бумага, акварель. 31х44,4
полки, демонстрируя ловкость и
быстроту действий, мчались напе-
регонки к общ ему м есту сбора.
Э то т сбор означал приближ ение
завершающих сезон больш их ма-
невров. О них объявлялось накану-
не, когда участники узнавали сро-
ки проведения, длительность, зада-
чи. О бы чно маневры длились 2-
4 дня. В 1842 году Федотов в соста-
ве Финляндского полка участвовал
в длительном семидневном манев-
ре. Было выдано на шесть дней пе-
ченого хлеба и крупы, холостых пат-
ронов солдатам по 100 штук. Бата-
льонным командирам предписано
составить по окончании краткое
описание действий «с обозначени-
ем частей войск и лиц с особенною
удовлетворительностью исполнив-
ш их возлагаемые на них поруче-
ния»11. Картины красносельских
маневров с эпизодами и сценами
походной жизни, выполненные в
форме акварельных очерков, зани-
мают значительное место в ряду
батальных сюжетов Ф едотова. В
них проявились все черты творчес-
кой индивидуальности автора, сво-
еобразного, наблюдательного и ос-
троумного мастера. Рисунки и ак-
варели, тематически связанные с
маршами, бросками войск, извест-
ны по репродукциям. Например,
«Переход егерей вброд через реку
на маневрах». Егеря или солдаты
Финляндского полка, который от-
носили к легкой пехоте, перебира-
Переход егерей вброд через реку на маневрах.
ГТГ, 1844. Бумага желтая, сепия, тушь, кисть, перо. 56,3х69,7
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 35 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст