билеи
ются через реку. Федотов на неболь-
шом пространстве листа развернул
один из эпизодов маневра, обращая
внимание на преодолеваемые воен-
ными трудности и занимательные
детали военного быта, на рядовых
солдат, представленных разнообраз-
но и по-человечески тепло, а не
штампованно красиво, как у А. Ге-
бенса или А. Ладюрнера. Эта сепия
очень характерна для Ф едотова,
подобные военные композиции от-
сутствуют у других баталистов. Ху-
дож ник трактует сцену перехода
через реку без героизации, а с до-
лей юмора, иронии и доброго под-
трунивания над своими героями.
Федотов, пройдя на своем опыте все
трудности служения Отечеству ни-
колаевской эпохи, знал суть того,
что изображал. П ри рассматрива-
нии этого сюжета, распадающегося
на множество эпизодов, всплывают
из глубин памяти слова «Солдатс-
кой песни», написанной Ф едото-
вым в 1841 году, которую пели в
полку. Скорее всего, ее пел со своей
ротой и автор, обладавший краси-
вым голосом:
Ну-тка, братцы егеря,
Рать любимая царя,
Попоем, попоем.
То ли дело, то ли дело,
то ли дело егеря, егеря, егеря.
..
Тяжелы и гренадеры,
Мы ж на разные манеры,
Где ползком,
Где прыжком,
То ли дело, то ли дело,
то ли дело егеря, егеря, егеря
...
В том же ключе исполнена ак-
варель «Солдаты в походе, пьющие 1
1
из ушата воду» (ГР М , 1835. Бума-
га, акварель, тушь. 18,5х14,3). Пей-
заж почти не увлекает художника,
хотя без труда определяется эскиз-
но взяты й красносельский вид и
цепь передвигающихся на дальнем
плане войск. А вот два немолодых
егеря, помещенные у колодца на
холме, как на пьедестале, даны
живо и непосредственно, с инте-
ресными для сегодняшнего дня де-
талям и
обм ун ди рован и я.
Е сть
предположение, что этот неболь-
ш ой сюжет происходит все же не
из собрания великого князя Вла-
дим ира А л ек сан д р о в и ч а12, а из
альбома, который упоминает хра-
нитель музея Ф инляндского пол-
ка Гулевич, поднесенного велико-
м у князю М и х а и л у П авловичу.
Туда входили и такие листы с сю-
ж етами из лагерной ж изни, как,
например: «Аудитор л.-гв. Ф и н -
ляндского полка», «Офицеры л.-гв.
Ф инляндского полка» (ныне - «На
передней линейке») - обе в ГР М .
Не вдаваясь в вопросы взаимо-
отнош ений царской семьи и х у -
дожника, отметим, что все же бла-
годаря поддержке императора Н и -
колая I Ф едотов реш ился в чине
ш табс-капитана гвардии уй ти в
отставку. Н о перед тем он сделал
две акварели по заказу командую-
щего 2-й Гвардейской пехотной
дивизией наследника цесаревича
(Александра II), приближаю щие-
ся по ж ивописности к картинам.
Э то были листы «Би вуак лейб-
гвардии Павловского полка ( О т -
дых на походе). (ГР М , 1843. Бума-
га
на
картоне,
акварель,
лак.
30х 34,3) и «Бивуак лейб-гвардии
Гренадерского полка (Установка
оф ицерской
палатки)»
( Г Р М ,
1843. Бумага на картоне, акварель,
белила. 30,3х35). Ф едотов писал:
«Обе удостоились похвал его вы-
сочества и щедрой награды.
..». Пав-
л овски й и Гренадерский полки
стояли в Главном лагере рядом с
финляндцами. Представленные «в
лицах» гвардейцы были знакомы
художнику, так же как и бивуачная
жизнь. Н о он много работал над эти-
ми композициями в поисках нуж -
ных решений построения и компо-
новки разных элементов, отборе и
расстановке деталей и персонажей.
М ногочисленны е подготовитель-
ные зарисовки к этим акварелям -
свидетельство его поисков. Эти две
«бивуачные» акварели, поднесен-
ные будущему государю Александ-
ру II, имеют все качества художе-
ственных произведений и в то же
время характер документа из жиз-
ни красносельского лагеря. Сю же-
ты их настолько повествовательны
и легко читаемы, что почти не нуж-
даются в комментариях.
Безусловно, рассмотренными
листами не ограничивается круг
федотовских работ из жизни Крас-
ного Села. Список можно продол-
жить такими рисунками, как «И но-
странные военные агенты на смот-
ру»,
« Э кзекуто р л ейб-гвардии
Ф инляндского полка», «Из воен-
ной жизни в лагере» и другими. Но
даже названные рисунки и акваре-
ли говорят о том, что Красное Село
в лице Федотова имеет своего ж и-
вописного летописца.
1
Гейфелдер О. Красносельский и Шалонский лагерь в военно-медицинском отношении. СПб., 1868. Как писал автор: «.но
даже не полный очерк о начале и об образовании лагеря стоил мне больших трудов по неимению никаких сведений и описаний об
этом лагере в военном и санитарном отношении» (с. 9). Большинство сведений, заимствованных современными авторами, восхо-
дят к этой брошюре.
Унтербергер С. Ф. Красносельский лагерь в военно-медицинском отношении. СПб., 1910; Военная энциклопедия. СПб.,
1914. Т. 13. С. 258-261; Гулевич С. А. История лейб-гвардии Финляндского полка 1806-1906. СПб., 1906. Ч. 2.
2
Гулевич С. А. Указ. соч. С. 202.
3 Свободным было время после обеда с 12 до 17 и после ужина с 19 до 20 часов, а также в воскресные дни.
4 Палатки для солдат и офицеров были разные. Солдатские палатки изготавливали в одно полотно из холста и предназнача-
лись на 12-15 человек; офицерские - в три полотна (тик, холст, использовали и клеенку) на одного-двух человек. Солдатские
палатки составляли 1-й пояс лагеря, а офицерские 2-й. Строились и деревянные бараки, в которые позже перешли все офицеры.
5 Столовую офицеры содержали на свои деньги. Здесь же устраивали комнату отдыха, библиотеку из привезенных из города
книг.
6 Лещинский Я. Д. Павел Андреевич Федотов. Художник и поэт. М.; Л., 1946. С. 204.
7 Там же. С. 187-188.
8 Там же. С. 240.
9 За нее автор получил бриллиантовый перстень от Николая и предложение об отставке для совершенствования в художе-
ствах. Прежде чем художник пошел на этот шаг, прошло несколько лет.
10 Лещинский Я. Д. Указ. соч. С. 99.
11
Гулевич С. А. Указ. соч. С. 205.
12 Государственный Русский музей. Государственная Третьяковская галерея. Павел Федотов. Каталог / Ред. и авт. вступ. ст.
М. Н. Шумова. СПб., 1993. Кат. 45.
37
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 36 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст