билеи
Кра
сносельск
ий
г
ал
ьв
ан
ер
В.
Е. Шураев
Красносельские лагеря тесно
связаны с началом практического
применения электричества в рус-
ской армии, да, наверное, и в Рос-
сии вообще. Пионером этого стал
генерал-м айор
К ар л -Л ю дви г
(К ар л
А н дрееви ч)
Ш ильдер
(1 7 8 5 -1 8 5 3 ), вы даю щ ийся р о с-
сийский военный инженер и «пер-
вый русский военный гальванер»,
как его называли. К. Ш ильдер ро-
дился в Витебской губернии в бо-
гатой дворянской семье. Учился в
М о ск о в ск о м
ун и вер си тетско м
благородном пансионе, по оконча-
нии которого в 1802 году в звании
унтер-офицера поступил на воен-
ную службу. Боевое крещение по-
лучил в сражении под Аустерли-
цем, за отличие в котором его на-
градили орденом св. Анны с над-
писью «За храбрость». В 1806 году,
выдержав экзамен, он был произ-
веден в оф ицеры и назначен во
2-й пионерный (саперный) полк.
Войну 1812 года Карл Ш иль-
дер встретил в крепости Бобруйск,
при обороне которой также отли-
чился и был ранен. После выздоров-
ления
заним ался
разработкой
средств и способов переправ войск
через реки. За эту деятельность в
звании полковника в 1826 году был
переведен в лейб-гвардии саперный
батальон, в составе которого про-
славился блестяще выполненными
инженерными работами при ш тур-
ме крепостей во время русско-ту-
рецкой войны 1828-1829 годов, и в
1829 году назначен командиром
этого батальона. В последующем он
назначается начальником инжене-
ров Гвардейского корпуса, а с 1849
года - начальником инженеров дей-
ствующей армии1.
С 1826 года лагерь Красного
Села стал постоянным местом лет-
него сбора Гвардейского корпуса и
приписанных к нему частей. В свя-
зи с этим на левом берегу Дудер-
гофского озера был построен посто-
янный саперный лагерь, а над овра-
гом у реки оборудован показатель-
ный так называемый Укрепленный
лагерь, который стал своеобразным
К. А. Шильдер (1785-1853)
полигоном, на базе которого отра-
батывались вопросы взаим одей-
ствия инженерных войск и артил-
лерии при штурме и обороне поле-
вых укреплений. В последующем
этот опыт был использован при обо-
роне Севастополя.
О снову тактики действий ин-
женерных войск в то время состав-
ляла минная война, которая заклю-
чалась в том, что сторона, ш турму-
ющая крепость, делала скры ты е
подкопы под ее стены, в которые
закладывала минные заряды, взры-
ваемые неп осредственно перед
ш турм ом . К ста ти , эти скры ты е
подкопы называются
сапами,
отку-
да пошло выражение «подкрался
ти х ой сапой». О боро н яю щ аяся
сторона действовала адекватно, то
есть делала подкоп под сапу и зак-
ладывала свой заряд таким обра-
зом, чтобы при взрыве уничтожить
и лю дей, и заряд п роти вн и к а в
нужный момент. Для подрыва за-
рядов использовались
сосисы
(от-
сюда - известное нам название
«сосиски») - прообразы бикфор-
дова шнура, представляющие со-
бой длинные, до трехсот метров,
кожаные чулки, наполненные поро-
хом. Такая м инная борьба была
чрезвычайно опасным и трудоем-
ки м делом, так, наприм ер, при
штурме турецкой крепости Сили-
стрия объем вы нутой русск и м и
саперами земли при прокладке сап
составил около полутора кубичес-
ких километров2. Однако вся эта
работа могла пойти насмарку из-
за отказа сосиса. О том, насколько
это было актуально, можно судить
по тому, что при осаде Севастопо-
ля у англо-французской коалиции
отказывал каждый третий сосис.
Поиском надежного взрывате-
ля занимались во многих государ-
ствах и армиях, но приоритет здесь
принадлежит России. Наш сооте-
чественник П. Л. Ш иллинг еще в
1805 году производил опыты по
подрыву мин с помощью электри-
ческих запалов. Однако в полной
мере оценить эту идею смог толь-
ко
п роф ессионал ьны й
м инер
К. Ш ильдер, который активно под-
держал идею Ш иллинга и уже в
1827, а затем в 1829 годах проде-
монстрировал в присутствии им -
ператора Николая I, по образова-
нию тоже военного инженера, элек-
трический подрыв мин под стена-
ми Укрепленного лагеря в Красном
Селе. Результаты превзош ли все
ожидания, и высочайшим повеле-
нием было предписано расширить
работы «для приложения гальва-
низма» в военном деле3.
В России значение электричес-
кой энергии было своевременно
оценено и подкреплялось доста-
точно хорошим финансированием.
Это было одним из факторов, при-
влекавших иностранных, и преж-
де всего немецких, ученых на рус-
скую службу. О дним из них стал
М ориц Герман (Борис Семенович)
Я коби (1801-1874).
Первоначально основным на-
правлением работы Я к об и было
создание электрического двигате-
ля, и в 1837 году по его инициати-
ве был создан специальный науч-
но-технический орган - Комиссия
для приложения электромагнетиз-
ма к движению машин по способу
профессора Якоби, в состав кото-
рой вош ли как учены е-ф изики,
так и военные специалисты.
Работа ко м и сси и привлекла
внимание К. Ш ильдера, которы й
43
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 42 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст