билеи
к тому времени стал генерал-адъ-
ю тантом и начальником инж ене-
ров Гвардейского корпуса и актив-
но продолжал работу по электро-
минному делу. О н один из первых
оценил роль минного оружия для
военно-морского флота и постро-
ил первую в мире цельнометалли-
ческую подводную лодку с шесто-
вой м иной. Значительная часть
испы таний минного оруж ия по-
прежнему проводилась в Красном
Селе, но уже не в летний период, а
зимой, так как большая плотность
войск делала опыты довольно опас-
ными. По этой же причине в конце
1850-х годов лагерь гвардейских
саперов перевели в район деревень
Троицкое и Сашино, что на полпу-
ти от Красного Села до Петергофа.
У си л и я м и ком андиров в лейб-
гвардии саперном батальоне сфор-
мировалась квалиф ицированная
команда гальванеров из ниж них
чинов (1 6 -2 0 человек), которы е
привлекались не только к испыта-
ниям, но и к изготовлению взры-
вателей, изолированию проводов
и т.п. О бучение их проводилось
там же. П о-видим ом у, это было
первое учебное электротехничес-
кое заведение в России. Для про-
ведения испы таний использова-
лось оборудование Красносельс-
кой лаборатории, созданной еще в
начале 1820-х годов для нужд гвар-
дейской артиллерии.
М ногочисленны е испы тания
вы явили две главные проблемы
электрических взрывателей - пло-
хая изоляция проводов, что огра-
ничивало дальность подрыва 1,5-
2,0 верстами, и низкая надежность
при подрыве крупных мин, с мас-
сой пороха более 3 -4 фунтов. Это
стало основным препятствием при
создании морских мин и побуди-
ло К. Ш ильдера 14 сентября 1838
года обратиться с рапортом к гене-
рал-инспектору по инж енерной
части, великому князю М ихаилу
Павловичу с просьбой о привлече-
нии упомянутой Комиссии к «усо-
вершенствованию гальванических
минных снарядов»4.
Реакцией на этот рапорт стало
создание в ноябре 1839 года «Вы-
сочайше утвержденного Комитета
о подводных опытах» для «усовер-
шенствования устройства подвод-
ных мин и вообще гальванических
снарядов» и ряда других задач «по
применению электричества в ар-
мии и на флоте».
Комитет решил поставленные
перед ним задачи. К началу Восточ-
ной войны, больше известной нам
под названием Крымской, российс-
кая армия имела самое совершенное
в мире минное оружие, которое па-
рализовало действия англо-фран-
цузского флота в Ф инском заливе
и нанесло огромные потери (по раз-
ным оценкам - от 20 до 40 тысяч че-
ловек) при осаде Севастополя. Под-
рыв мин защитниками города осу-
ществлялся электрическим спосо-
бом, случаи отказов были единич-
ными. За всем этим стояла огром-
ная организационная и практичес-
кая работа генерала Шильдера, ко-
торый и погиб на боевом посту при
отражении очередного штурма.
В последую щ ие годы, в том
числе и в Великой Отечественной
войне, и Российская, и Красная
армия в вопросах м инной войны
превосходила своих противников.
Начало этому было положено на
полигоне Красного Села.
1
Российская империя в лицах: Энциклопедия биографий. М.; Красноярск, 2000. Шильдер.
2
Волькенштейн К. История лейб-гвардии саперного батальона. СПб., 1852.
3 Мазюкевич М. Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера. СПб., 1876. С. 140.
4 Радовский М. И. Борис Семенович Якоби. Л.; М., 1953.
Героиня
к
р
а
с
н
о
с
ел
ь
с
ких
д
и
верт
и
с
м
е
н
тов
А.
А. Лопатин
44
Увеселения в К расном Селе
происходили летом, когда из П е-
тербурга в свою загородную рези-
денцию
п ересел ял ся
ц ар ски й
двор, а вслед за ним передислоци-
ровались и войска. С середины
X I X века (с 1851 года) ведет свою
историю К расносел ьски й театр,
где и происходили все основные
летние театральные развлечения
высшей российской знати. Н а сце-
не этого театра показывались дра-
матические, балетные и оперные
постановки (в основном целиком
перенесенны е с и м п ераторско й
сцены), вы ступали артисты опе-
ретты и эстрады. Иногда зал и сце-
на театра становились местом ба-
лов и празднеств. И злю бленной
формой показа лучш их артисти-
ческих сил был дивертисм ент -
легкий, непринужденный, развле-
кательный и разнообразный. П е-
ренесение на сцену летнего театра
целых постановок проигрывало в
сравнении с подвижной и непри-
хотливой формой театрально-эс-
традного дивертисмента. Поэтому
в практике Красносельского теат-
ра она была доминирующей и лег-
ко достигала своей цели, удовлет-
воряя различные вкусы как арис-
то к р а ти ч е ск о го зр и тел я , так и
высшего офицерства.
В ряды театральных звезд им -
ператорской сцены не часто, но все
же попадали и популярные эстрад-
ные исполнители своего времени. В
конце X I X - начале X X века здесь с
успехом выступали всеобщие лю-
бимцы публики - М ария Пуаре,
Анастасия Вяльцева и М ихаил Ва-
вич. Аристократическая публика
Красного Села была зрителем при-
дирчивым, но все-таки мало чем от-
личалась от столичных театральных
завсегдатаев. В числе ее увлечений
эстрада занимала не первое место.
«Презренный», но всеми любимый
легкий жанр был больше увлечени-
ем офицерства, нежели придворной
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 43 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст