билеи
аристократии. Н о к звездам тог-
дашней эстрады благоволили и цар-
ские особы. Э ти м и объясняется
участие эстрадных исполнителей в
красносельских дивертисментах. О
двух ее героинях - наш рассказ.
М ария Яковлевна Пуаре.
.. Это
имя и сегодня много значит для
эстрадны х исполнителей. С о ч и -
ненные ею романсы оказались бес-
смертными, продолжая жить и зву-
чать с эстрады и в X X I веке. К ним
сегодня проявляют неподдельный
интерес и включают в свой репер-
туар даже такие «идолы» совре-
менного западного ш оу-бизнеса,
как Эм м а Чаплин. М ария Пуаре
одной из первых наруш ила обыч-
ный, десятилетиям и заведенный
«церемониал» театральных красно-
сельских летних дивертисментов.
До нее на сцену этого придворного
театра лишь изредка допускалась
оперетта. Пуаре же «узаконила»
эстрадное пение и в этой «святая
святых» еще более утвердила пре-
имущества легкого жанра. Летом в
К р асн ом Селе все располагало
именно к непринужденным, ни к
чему не обязывающим развлечени-
ям. Здесь собиралось много моло-
дежи, блистательные офицеры.
Как удалось М арии Пуаре, ис-
полнительнице цыганских роман-
сов, попасть в число избранных?
П о протекции А . С. С уворина в
августе 1890 года Пуаре поступила
в труппу Александринского театра.
Она получила роли в водевилях и
легких комедиях с пением. А ктри-
са сыграла М аш у в «Беде от нежно-
го сердца», Катю в «Бедовой де-
вушке», Верочку в комедии «Дочь
русского актера», Палашу в «Про-
стуш ке и воспитанной» и др. Н о
роли эти почти ничем не отлича-
лись друг от друга. И з года в год ее
репертуар практически не менял-
ся, она играла одно и то же. Пуаре
почти не замечала пресса. Да и как
можно было заметить юное даро-
вание в эти х безличны х ролях.
Однако летом, когда давались спек-
такли для сиятельной публики в
Красном Селе, Пуаре снискала ог-
ромны й успех в дивертисментах,
где исполняла цыганские романсы.
Как актриса императорских теат-
ров, она была допущена на эти ве-
ликосветские собрания. Восполь-
зовавш ись
п редостави вш им ся
счастливым случаем, Пуаре не те-
рялась. Ее романсы более всего при-
ш лись по душ е военны м чинам,
верхушке, генералитету. Писатель-
ница С. И . Смирнова-Сазонова так
описывала в своем дневнике успех
Пуаре: «В Красном теперь первую
роль играет Пуаре. Великий князь
Владимир дает ей карточку с и г-
ривой надписью; Черевин и дру-
гие тузы сидят у нее. Николай [Са-
зонов] стучит к ней
в уборную ,
торопит ее на сцену: “Да бросьте,
что вы там делаете! Идите скорей”.
Дверь отворяется, оттуда выходит
другой Вел ики й князь Н и кол ай
Н иколаевич»1. П ом и м о великих
князей и генерал-адъютанта, на-
чальника охраны императора Алек-
сандра III П. А. Черевина, Пуаре
часто посещал еще князь П. Д. Дол-
горуков, с которым у нее развер-
нулся длительный роман.
Как видим, Пуаре имела весь-
ма внушительный успех, и не толь-
ко, а вернее не столько, артистичес-
кий. О на и в дальнейшем ничуть
не изменила своим вкусам и про-
должала упорно искать свою фор-
туну. Она ее нашла именно в выс-
ш их кругах, с которы ми впервые
столкнулась в Красном Селе.
Пуаре не раз обращалась в Д и -
рекцию императорских театров с
п росьбой дать ей возм ож ность
сыграть другие, более серьезные
роли. Н о в ее судьбе ничего не ме-
нялось. В 1900 году она ушла из те-
атра и переехала в Москву, где ста-
ла успешно выступать на эстраде,
и сп о л н я я цы ганские романсы .
М . В. Лентовский еще в Петербур-
ге называл ее «цыганкой», указы-
вая, что именно это и было ее су-
тью, и при этом означало «не толь-
ко ее манеру петь, но и ее способ-
ность радоваться свободе, ее без-
заботность, равнодушие к вещам,
ее готовность к кочевой ж изни.
Цыганкой ее делали сила и искрен-
ность чувств, зажигательный тем-
перамент»2. Это и продиктовало ее
выбор. Она исполняла романсы, в
том числе и собственного сочине-
ния: «Я ехала домой», «Дети воль-
ных свободных отцов!» и др. О ни
затем вошли в репертуар знамени-
той Вари Паниной и других цыган-
ских певцов. В 1907 году Пуаре -
вновь в Петербурге и у нее новое
увлечение. О на пыталась создать
собственную труппу, свой театр, где
бы шли не обычные драматические
спектакли, а небольшие зрелищные
представления наподобие кабаре,
на эстрадных подмостках которых
показывались бы в ш арж ирован-
ных, пародированных формах яв-
ления современной культуры. Ей
хотелось новизны, неож иданных
поворотов, экстремальны х реш е-
ний. Именно к одному из представ-
лений в этом театре, к миниатю р-
ной драме «В своей роли», она и
создала свою знаменитую «Лебе-
диную песнь» (написав слова и
музы ку этого романса и впервые
исполнив его). Н о ее затею опять
не заметила критика, а «доброже-
латели» убедили, что жанр кабаре,
давно осущ ествленны й за грани-
цей, н икакого успеха в Р о сси и
им еть не будет. Так П уаре чуть
было не оказалась первой у нас со-
здательницей театра-кабаре.
Артистка действительно была
разносторонне одарена. Одним из
бесспорных ее талантов был писа-
тельский и стихотворны й дар. В
1904 году она уговорила С увори-
на послать ее корреспонденткой на
Д альний Восток, то есть на Р у с-
ско-японскую войну. П о пути на
фронт Пуаре участвовала в патри-
отических собраниях, давала бла-
45
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 44 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст