билеи
сколько неброской, но от этого еще
более труднодостижимой красоты:
соразмерность частей, стильность,
добротны й материал, изящ ество
без претензий отделок - все при-
личествовало царскому месту, об-
лагораживало вкус. Внешне непри-
тязательная простота таила в себе
ари стократичность, напом и н ав-
шую о себе изысками деталей: то
какие-то необыкновенные колонки
на крыльце, то потрясаю щ ий ка-
мин, везде - прекрасные паркеты.
А в моем двухэтажном домике ка-
кая была лестница - ажурная, ли-
тая, цельнометаллическая, так и
манила скатиться по ней вихрем.
Все ласкало взор и тревожило
- и никакой м истики в том, что
долго впоследствии мне снился
один и тот же сон, оказавш ийся
вещим: будто вернулась в давно
известный город, но неузнаваемый
из-за обилия шпилей и башен. И х
и увидела на старых фотографиях
Красного в поисках материала для
восстановления часовни на клад-
бище - на здании клуба, оказав-
ш емся церковью , на разбитом в
войну вокзале Н . Бенуа, на сосед-
ней Пожарке, на одном из царских
дворцов. Оттуда, по легенде, Н и -
колай II высмотрел в бинокль ка-
раульны х в лагерях, дувш ихся в
карты, не ведая - под каким гроз-
ным оком.
Сохрани вш иеся здания п р о-
сили назад свои ш пили. Каждое
утро, вылетая на крыльцо, я «пе-
ленговала» отчаянный вопль сто-
явш ей напротив ополовиненной
Троицкой церкви. Винтовая лест-
ница снаружи Пож арки грустила
о см о тр о в о й баш не. У ви д ев ее
впервые на фотографии, я испы -
тала шок: будто время вернулось
72
вспять, я снова девчонка, азартно
гоняющая мяч во дворе Пожарки,
в самом разгаре вдруг задум ав-
ш и сь,
п очем у л естн и ц а такая
странная. Как будто наткнулась на
собственный испытую щ ий взор из
ушедшей юности, - момент исти-
ны, победа над временем.
Как утеш или меня эти ф ото-
графии в черную пору после по-
хорон матушки. Да и она помогла
мне - завещанием похоронить в
Красном, красивы м уходом. Н а -
всегда памятен мне ее последний
вечер на Земле. Д о него она все
читала стихи. А тут уж замолчала.
М ы с тетуш кой предложили - да-
Троицкий собор. 1950-е гг.
вай напоем тебе любимою, есенин-
скую «Ты жива еще, моя старуш -
ка?.
.»1. В больничной палате, раз-
гоняя смрад, словно повеяло све-
ж естью черем ухи, такой п ам я т-
ной по красносельской юности, и
вся больная братия замерла, ког-
да мы ти х он ечк о запели. О ди н
куплет, другой.
.. М атуш ка молчит,
закрыв глаза. М ы п ри остан ови -
лись - слы ш ит ли? И вдруг она
отчетливо и требовательно произ-
несла: «Я вернусь». Я не поняла, а
тетуш ка догадалась - это же нача-
ло следую щ ей строф ы : «Я вер-
нусь, когда раскинет ветви по-ве-
сеннему наш белый сад. Только ты
меня уж на рассвете не буди, как
восемь лет назад»2. Только на два
слова и хватило сил у моей ненаг-
лядной матушки, она забылась и к
утру отошла в мир иной, «идеже
несть болезнь, ни печаль, ни воз-
ды хание». С л о в а Е се н и н а - ее
последние слова я написала на ее
м оги л ьн о м п ам я тн и ке, б р о си в -
ш ись заглушать нестерпимую боль
хлопотами о часовне.
Трезвые доброжелатели отго-
варивали - трудно будет. И в са-
мом деле - сколько неожиданных
преград. Н епостроенная часовня
стала мне такой же болью, какой
была радостью. Н о я не теряю на-
дежды и не раскаиваюсь. А боль -
она так же целительна, как страх, с
каким я из библиотечного затвор-
ничества вышла к людям в Троицу
у ворот кладбища с урной для сбо-
ра средств. М ноголикая людская
толпа текла, испы туя меня таин-
ственным, страшноватым - как с
древних икон - взглядом. Я кре-
пилась изо всех сил - мол, что осо-
бенного. Впрочем, обошлось; раз-
ве ехидны й атеист посоветовал
Эскиз часовни на нижнем
Красносельском кладбище.
Выполнен Архитектурным бюро
«Литейная часть-91»
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 71 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 73 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст