билеи
зоваться в его воображении образ
русского воина, во весь рост встав-
ший в цикле «На поле Куликовом».
А какой сочной, красочной иллюст-
рацией к «Скифам», трактующим
события революции как извержение
первобытных, нетронутых цивили-
зацией стихий в русской нации, по-
казался факт, рассказанный мне ди-
ректором Суворовского музея -
ныне покойным В. Грибановым, -
будто после освобождения Красно-
го от белых наиболее отличившему-
ся бойцу подарили золотую саблю
Александра II. Источник Грибанов
не упомянул, так что приходится
просить верить на слово. А утаить не
могу, ведь это сигнал о том, что в
скромных дворцах Красного могли
храниться раритеты.
Н о самое сильное потрясение
связано у меня со скачками: как о
них рассказано в знаменитом ро-
мане Л. Толстого «Анна Каренина»
в сцене гибели лошади Вронского
Ф р у-Ф р у - и как это интерпрети-
ровано в книге Д. Мережковского
«Л. Толстой и Достоевский». К ни-
га блестящая, парадоксальная, вы-
зывающая споры - и подчиняющая
себе, и отталкивающая, - как все в
наследии этого писателя, критика,
религиозного мыслителя, столпа
русского символизма, без которо-
го многое в нем не достигло бы вы-
сочайш его
интел л ектуал ьн ого
уровня. Толстой для М ереж ковс-
кого - ищ ущ ий Бога «тайновидец
плоти», гениальны й худож ник,
равного которому нет не только в
умении живописать тело человека
и всякой другой твари, но и спо-
собн ости прозревать в «ж ивот-
ном» - «духовное». Через тело, его
движения, его страдания Толстой,
по Мережковскому, как никто уме-
ет проникать в глубины духа, осоз-
навая все телесное божественным
- созданием Творца, несущ им в
себе его искру. И это делает Тол-
стого-«язычника» провозвестни-
ком нового религиозного созна-
ния, к которому и призывает М е -
реж ковский.
В порядке подтверждения сво-
ей концепции Мережковский ука-
зывает на действительно существу-
ющую параллель между изображе-
ниями Анны и Ф ру-Ф ру: «.
..у них
обеих - и у лошади, и у женщины -
одинаково определенное выраже-
ние телесного облика, в котором
соединяются сила и нежность, тон-
кость и крепость.»; едва уловимое,
потом все более и более углубляю-
щееся полное таинственных пред-
знам енований сходство «вечно-
ж енственного» в прелести Ф р у-
Ф ру и Анны Карениной7. Эти пред-
знаменования выходят наружу, рез-
ко и драматично заявляют о себе на
сюжетном уровне - в сцене на ип-
подроме. Рассказы вая об удиви-
тельной радости полного слияния с
лошадью в ходе скачек, Мережков-
ский позволяет себе необыкновен-
но смелое замечание: « .в это мгно-
вение он, может быть, любит Ф ру-
Ф ру больше, чем Анну, более чудес-
ной и таинственной любовью». А
затем начинает увязывать в драма-
тический узел гибель лош ади и
женщины. Сначала чисто ритори-
чески: «Не послала ли ему судьба
предостереж ение в гибели Ф р у-
Ф ру? Не погубит ли он точно так
же и Анну?», - а затем уж и катего-
рично: «Н ем ой взгляд» мертвы х
глаз Анны Карениной и «говоря-
щий взгляд» убитой Вронским ло-
ш ади взываю т к едином у бож е-
ственному правосудию, божескому
лику, помраченному в лике челове-
ческом. Н и у кого не вызывает со-
мнений, что сцена на ипподроме -
ключевая; без нее просто тормозит-
ся действие. Н о никто еще не понял
провиденциальный трагический ее
смысл, сближ аю щ ий с античной
трагедией, так глубоко, как Мереж-
ковский.
По той ли причине, что поле в
Скачках, на котором развернулась
трагедия Анны Карениной, доволь-
но далеко от места, где я жила, -
ближе к Питеру, но я всего лишь
один раз побывала там - незадолго
до отъезда из К расн ого. О д н о -
классница, ж ивш ая в одиноком
домике посреди поля, позвала в
гости - ярким летним днем. Все
звенело, благоухало, радовалось
жизни: душ истая трава, жаворон-
ки, кузнечики. Новые, неожидан-
ные ракурсы откры вал и как-то
иначе просторы и изгибы давно
изученного ландшафта - все вре-
залось в память раз и навсегда. И
так же отчетливо всплыло над чте-
нием Мережковского - как продол-
жение и подтверждение его идеи о
язы ческой сущ ности гениальных
образов Толстого.
После этого часто думаю - веч-
ная природа, вечное искусство; до-
пустимо ли, что до сих пор не вос-
становлен такой ипподром ? Н а -
верное, очень мы богаты, что пре-
небрегаем таким кладом.
1
Есенин С. Письмо к матери / / Есенин С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1956. С. 188. (Б-ка поэта. Большая
серия. 2 изд.).
2
Там же. С. 189.
3 Пушкин А. С. Медный всадник / / Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. М., 1957. Т. 4. С. 382.
4 История лейб-гвардии Финляндского полка. 1806-1906 / Сост. С. Гулевич. СПб., 1907. Ч. 4: 1881-1904. С. 165-168, 171,
180-181 и др.; Панчулидзев С. А. История кавалергардов СПб., 1903. Т. 4. С. 66, 94, 199, 201, 203 и др.; Бобровский П. История
лейб-гвардии Уланского, полка. СПб., 1903. Т. 1. С. 68, 71, 142 и др.
5 Ахматова А. Ива / / Ахматова А. Стихотворение и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1976. С. 194. (Б-ка поэта. Большая серия. 2 изд.).
6 Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Записные книжки. М., 1965. С. 303, 304, 307, 311.
7 Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. С. 121-123, 133-134.
74
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 73 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст