П
исатели о Петербурге
Портрет Г. А. Кушелева-Безбородко.
Фотография. Раскраш ена
акварелью. 1850-е гг.
Из коллекции Государственного
Эрм итаж а
своем дедовском дворце, выходя-
щем и на Неву, и в парк, не стеснял
дачников, часто приглашал воен-
ный оркестр, который играл по ве-
черам в парке перед дачниками, и
любил бродить среди них. Любез-
ность его по отношению к дачникам
простиралась до того, что он иногда
даже высылал в толпу лакеев с под-
носами блюдечек мороженого и ча-
шек шоколада, которые и предлага-
лись дачникам. Граф жил широко,
проживал кучу денег, имел множе-
ство прислуги, совершенно не знал
цены деньгам, и тогда рассказыва-
ли, что управляю щ ий его ставил
ему в счет по содержанию дома и
парка только за одни метлы около
5.000 рублей. Выносилось прохла-
дительное питье в виде лимонада,
оршада и клюквенного морса. Граф,
как сейчас помню, в светлом фла-
нелевом костюме и в мягкой ф у-
ражке английского образца, надви-
нутой на лоб, всегда показывался в
сопровож дении своих сотрудни-
ков. Он тогда издавал ежемесячный
журнал «Русское Слово». Граф был
высокий, стройный, холеный чело-
век средних лет, с небольшой русой
бородкой и добрыми голубыми гла-
зами. Двигался он всегда усталой
походкой. Среди сотрудников, ок-
руж авш их его, выделялся всегда
Л. А. М ей в красной рубахе, высо-
ких русских сапогах и в накинутой
на плечи однорядке, высокий, кра-
сивый, с черной бородкой. Затем
неизменным его спутником бывал
секретарь редакции, Г. А. Благосвет-
лов, невзрачный, сутуловаты й, с
желтым, безбородым, тщ ательно
выбритым лицом, в золотых очках
и в калабрийской шляпе с широки-
ми полями, а также и Всеволод Кре-
стовский и Н . И . Кроль, который
ему приходился родственником по
жене. Кроль и Благосветлов даже
жили в одном доме графа, отчего
впоследствии, при возникшей жур-
нальной полемике и нападках на
Благосветлого, его упрекали печат-
но, что он спал в графской прихо-
жей на шинелях. Выходил граф со
своими гостям и-сотрудникам и в
публику всегда под вечер, после
лукулловских обедов, которы ми
кормил их. Иногда на террасе еще
продолжались возлияния, и я по-
мню, как однажды Л. А. Мей, разго-
ряченный вином, читал с террасы
перед дачниками какое-то свое сти-
хотворение со стаканом вина в руке,
и Мею восторженно аплодировали.
В парке графа Г. А. Кушелева-
Безбородка был небольшой дере-
вянный театр, и в этом-то театре в
одно из воскресений был лю би-
тельский спектакль, в котором иг-
ралась поэма А. Н. М айкова «Три
Смерти», причем все роли испол-
нялись писателями, и Сенеку, по-
мню, играл сам автор, а раба - Все-
волод К р есто в ск и й . С п ек так л ь
был поставлен с редкой роскошью.
Н а писателей в то время мы,
читающая молодежь, да и вообще
м н оги е и н тел л и ген тн ы е лю ди,
смотрели с благоговением, как на
людей, выдвинувшихся из толпы,
отмеченных перстом свыше, как на
полубогов. Перед писателем пре-
клонялись, писатель был ж елан-
ным гостем в каждой интеллиген-
тной семье, не исключая и арис-
тократических, хотя бы он был уг-
ловат, со странностями. Даже эти-
то его угловатости и странности
Групповой портрет русских писателей (А. Н. Островский, И. Ф. Горбунов,
А. Н. Майков). Фотография С. Л. Левицкого. Середина 1850-х гг.
Из коллекции Государственного Эрмитажа
77
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 76 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст