П
с
исатели о Петербурге
Групповой портрет русских писателей
(сидят слева направо: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин,
А. Н. Островский. Стоят: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович).
Фотография С. Л. Левицкого. 1856 г.
Из коллекции Государственного Эрмитажа
78
иногда и не нравились в нем. Я
говорю о начале шестидесятых го-
дов, когда все перерож далось, и
явился у всех подъем духа. Есте-
ственно, что пример был зарази-
телен, спектакль с писателями дал
толчек и дачной молодежи, и вот
я, мои двоюродные братья и про-
живающие вместе с моими двою-
родными братьями на даче студен-
ты-технологи задумали также ус-
троить спектакль в этом театре.
Разрешение графом на театр было
дано, мы подали на высочайш ее
имя прошение об устройстве спек-
такля (это тогда было непремен-
ное усл ови е, п о то м у что сущ е-
ствовала монополия императорс-
ких театров), и спектакль был раз-
решен. Устроили мы его с благо-
тв ор и тел ьн ой целью . Б ы л и п о -
ставлены: «Не сошлись характера-
ми»
О стр о в ск о го
и
водевиль
«Что имеем, не храним», и я играл
в пьесе О стровского роль купца
Толстогораздова, а роль купчихи,
моей жены, худож ник-ф отограф
Е. И . Берестов, человек маленько-
го роста, имевший чуть ли не пер-
вую по откры тию ф отограф ию
вместе с художником И. Н . Щ ети-
нины м , знам ениты м м озаистом ,
сделавш им несколько икон для
И сааки евского собора. Э то был
мой первый выход на сцену. Берес-
тов сыграл роль забитой купчихи
прекрасно. Впоследствии он вооб-
ще играл только такие роли.
В описываемый мной год пуб-
личные спектакли любителей толь-
ко зарождались. Писатели участво-
вали в них зачастую, и зимой в те-
атре Пассажа был поставлен «Ре-
визор» Гоголя, где все роли играли
писатели, и даже в толпе купцов,
п односивш и х Х л естако ву хлеб-
соль, и сп о л н я л и бессловесны е
роли Тургенев и Краевский. Спек-
такль был устроен с благотвори-
тельной целью. Билеты на спек-
такль брались с боя.
Вообще в этот (1862) год на-
рождались в Петербурге все част-
ные зрелища, публичные лекции
и д и сп уты , ко торы х раньш е не
было. Да и где было их устраивать.
А к этому времени откупщ ик Ру-
адзе выстроил великолепный дом
с громадным залом на М ойке, ар-
хитектор Реймерс построил пер-
вый частный театр в И зм айловс-
ком полку.
В этом театре я и мои двою -
родные братья зимой также устро-
или спектакль, в котором играл я.
Н аряд у с просветительны м и
развл ечени ям и откры ваю тся и
многочисленные танцклассы в го-
роде и за городом, с бешеным кан-
каном, с наемными специалистами
по части канкана (Ф окин, Катька
Р игол ьбош ), возникаю т первые
кафе-шантаны. Танцклассы даже
покровительствую тся полицией в
видах сыска. Рассказы вали, что
даже сами сы щ ики откры вали
танцклассы. Сы щ и ки были даже
среди дам легкого поведения, на-
полнявших танцклассы. Молодежь
все это знала и все-таки наполняла
танцклассы. Некоторые дамы эти,
или камелии, как их тогда приня-
то было называть печатно, иногда
поражали своими разговорами о
Некрасове, Щ едрине, Добролюбо-
ве, Чернышевском, Аполлоне М ай-
кове и называли их произведения.
Иногда цитировали стихи извест-
ных поэтов и в особенности из «Ги-
таны» Всеволода Крестовского:
Не кори меня в разврате,
Но целуй звончей, звончей!
Поздно думать об утрате
Прежних отроческих дней.
Знали они наизусть и куплеты
Беранже в переводе В. С. Куроч-
кина, произносили строки из сти-
хотворений М . Н. Розенгейма, го-
ворили о ж енской эмансипации.
М олодеж и это нравилось, и она
увлекалась ими.
1862-й г. был обилен громад-
ными пожарами. Петербург горел
каж ды й день. П р и п и сы в ал и их
поджогам. Простой народ говорил,
что это - поляки. Н а поляков тог-
да валились все невзгоды. В мае
месяце, в Духов день, был ужасаю-
щ ий пожар двух рынков. Сгорели
Апраксин и Щ укин дворы с тыся-
чами лавок. Горело несколько дней
подряд. Пожарная команда и вой-
ска бессильны были остановить
пожар. Кроме рынков сгорели тор-
говые заведения в доме Пажеско-
го корпуса, в Чернышевом переул-
ке от Садовой до площади, сгоре-
ло здание министерства внутрен-
них дел у Чернышева моста. Огонь
перекинуло через Фонтанку, горе-
ли барки на Ф онтанке с вынесен-
ны ми из рынка в начале пожара
товарами, пылали костры с приве-
зенными из рынка товарами даже
на углу Щ ербакова переулка, на
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 77 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст