С
троительство и архитектура
Особняк Кельха
И. В. Калинина
За рамками повествования ос-
таю тся вопросы личны х отнош е-
ний хозяев особняка, судьбы их
родных и пр. - то есть все то, о чем
можно было бы почерпнуть сведе-
ния из переписки, мемуаров, вос-
поминаний родственников и зна-
комых, однако такого рода матери-
алы пока обнаружить не удается.
Н е сохранилось и фотографий са-
м их владельцев. М о ж н о только
строить предположения, исходя из
известных фактов, что и делается
в немногочисленных работах, по-
свящ енны х в основном истори и
фирмы Ф аберж е19.
Коридор первого этажа
М ож но попробовать взглянуть
с другой стороны на хозяев особ-
няка и проанализировать их вку-
сы и пристрастия, основываясь на
единственном сохранившемся до-
кументе - самом особняке с его и
жилыми, и парадными помещени-
ями, многие из которых сохрани-
ли отделку.
П ланы пом ещ ений сохран я-
лись (с небольшими изменениями)
* Окончание. Начало в № 1 (17) за
2004 г.
В статье использованы фотографии
Т. Н. Козулиной и К. В. Никитина.
от особняка Кондоянаки, но офор-
мление интерьеров подверглось
полной переделке в 1896-1897 го-
дах и было завершено в 1903 году.
П ри их создании архитекторы об-
ращались к модному на рубеже ве-
ков
«историзм у» ,
вы держ ивая
оформление каждого помещения в
определенном стиле и стараясь со-
хранять его во всех элементах.
Проходя по залам и комнатам
особняка, мы, как на машине вре-
мени, следуем через разные исто-
рические периоды, оказываясь в
интерьерах готических, ренессан-
сных, оформленных в стиле барок-
ко, рококо, модерна. Хозяева не
считались с затратами, поощряли
использование самых разнообраз-
ных отделочных материалов, как
отечественных, так и привозных.
Здесь мы не встретим искусствен-
ного мрамора и отделку «под дере-
во» - только естественный камень
и разные породы дерева. Пригла-
ш ались лучш ие и самые модные
архитекторы, каменных дел масте-
ра, живописцы, скульпторы, резчи-
ки. Делались заказы лучш им фир-
мам по изготовлению люстр и све-
тильников, витражей и мебели.
Эф ф ектны и богаты были не
только парадные интерьеры, но и
личные апартаменты владельцев -
спальни, кабинеты, детские, буду-
ары, комнаты служащих20.
Откроем старые тяжелые дубо-
вые двери и войдем в вестибюль.
Нас поражает, прежде всего, отдел-
ка итальянским мрамором разных
цветов - белого, розового, серого,
коричневого. Затем взгляд прико-
вывает прихотливый, характерный
для модерна изгиб беломраморной
лестницы.
Стены вестибюля оформляют
четыре живописных полотна кон-
ца X I X века с ро м ан ти ч ески м и
пейзажами. Между ними - лепной
декор.
П отолок оформлен ж ивопис-
ны ми арабесками. В средней его
части - лепнина; ее главный эле-
мент - лавровый венок, обрамля-
ю щ ий
ж и во п и сн о е
п о л о тн о
с
изображением двух женщин. Одна
из н и х держ ит ленту с п р и в е т-
ственной надписью « S A L V E » , у
другой - юной девушки в голубом
платье - в руке сим волическая
ветка цветущего шиповника.
Вестибюль завершается аркой
плоской формы с лепными укра-
шениями, опирающейся на пиляс-
тры боковых стен. В верхней части
каждой пилястры помещено скуль-
Плафон вестибюля
83
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 82 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст