С
троительство и архитектура
колоннады оф ормлена изящ ной
решеткой.
О гром ная лю стра золоченой
бронзы доверш ает необы чайно
пышное оформление парадной ле-
стницы.
Пространство между колонна-
дой и восточной стеной служит пе-
реходом к парадным помещениям
второго этажа. В нишах стены так-
же была установлена скульптура.
Самое романтическое и запо-
минающееся помещение особняка
- Готическая столовая. Огромный
прямоугольный зал занимает боль-
шую часть второго этажа дворово-
го флигеля.
Выдержанный архитекторами
Чагиным и Ш ене в формах готики
интерьер отличается изощреннос-
тью ф антазии и соверш енством
исполнения. Стенные панели, по-
толок, мебель, обрамление двер-
ных проемов и выхода на эркер
выполнены из орехового дерева.
В огромные окна, разделенные
переплетами на узкие вытянутые в
высоту части, помещены витражи.
Б огатство
цветовы х
оттенков,
сложная композиция оконных пе-
реплетов, тем ны й цвет ореха с
м нож еством резны х элем ентов,
скульптур, горельефов - все это
создает атмосферу таинственнос-
ти, загадочности.
П отолок представляет собой
композицию из пяти килевидных
арок. Распор свода сдерживается
своеобразными горизонтальными
аркбутанами, опираю щ им ися на
консоли восточной и западной стен.
Консоли декорированы гирьками и
фигурами химер, трубящ их в рог.
В основании консолей - изображе-
ния пляшущих человечков. Венча-
ет оформление стен фриз, где по-
мещены щиты с гербами.
Огромный камин напоминает о
средневековых рыцарских замках,
где можно было топить камины це-
лыми древесными стволами. Топка
его облицована отделочным кирпи-
чом желтого цвета. Обрамление -
трехъярусное, резное. Первый ярус
оф орм лен колоннам и; средний
представляет слож ны й антабле-
мент с геральдической композици-
ей в виде щита с монограммой хо-
зяев под рыцарской маской. Щ и т
поддерж иваю т олень и конь. По
сторонам средней части - две кон-
соли, оформленные резными гирь-
ками, на которых установлены фи-
Камин готической столовой
(фрагмент)
гуры мужчины и женщины в сред-
невековых одеждах под резными
балдахинами. Верхний шатровый
ярус оформлен резьбой в виде сти-
лизованного орла.
П о сторонам камина находи-
лись два огромных шелковых го-
белена с изображениями рыцарс-
ких сцен, помещенных в сложные
резные рамы.
Необычайно интересен рисунок
наборного паркетного пола. О н
представляет собой квадраты, в цен-
тре каждого из которых - стилизо-
ванное изображение орла или льва.
Панно над дверью
готической столовой
По продольной оси помещения рас-
положены две композиции в фор-
ме креста, в центре которого щит и
меч под рыцарской маской с коро-
ной наверху. Э ти композиции от-
мечали место, где располагался стол,
вокруг которого стояли 32 резных
стула, выполненные в готическом
стиле. Сложная декорация зала не-
заметно включает в себя предметы
мебели. В промежутках между ок-
нами помещены изящные полки с
шатровыми резными навершиями
(в виде готических капелл).
К ом позиция оф ормления се-
верной стены (расположенной на-
против входной двери) включает
буфет, арки выхода в соседнее по-
мещение и на винтовую лестницу,
ведущую на антресоли, четыре от-
крытые полки, два двустворчатых
закры ты х ш каф чика (размещ ен-
ных под полками).
Верхняя часть резной декора-
ции служит ограждением антресо-
лей, где был установлен концерт-
ный орган.
Зал освещ аю т две огромны е
лю стры в виде аж урны х ободов,
выполненные из сплава шпиатра, и
небольшой светильник из этого же
сплава, помещенный в эркере.
Ценнейшим и ярким дополне-
нием интерьера являю тся восемь
прекрасно сохранивш ихся витра-
жей, выполненных в одной из са-
мых престижных мастерских ж и-
вописи по стеклу конца X I X - на-
чала X X века - в мастерской Э р н-
ста Тоде (в Риге) в 1898 году21.
Я р к и й колорит, экспрессия,
бурная динамика отличают витраж
южной стены помещ ения, сюжет
которого - «Вакханалия».
В трех больш их окнах запад-
ной стены витражи однотипны по
рисунку и цвету. Колористическая
гамма их построена на противопо-
ставлении красных, желтых и си-
них тонов. В верхней и нижней ча-
стях - стилизованны е изображе-
ния кубка, вензеля, цветов, а в сред-
ней - прозрачны й фон из косой
сетки свинцовых прожилок.
И нтересны витраж и четырех
окон эркера - так, в верхней части
помещены изображения муж ских
и женских фигур в средневековых
одеждах. В двух средних окнах -
рыцарь в плаще и шлеме, с мечом в
руке, и прекрасная дама с прялкой.
В этих фигурах каждый рассмат-
ривающий их хочет увидеть изоб-
85
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 84 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст