С
троительство и архитектура
86
ражение хозяина и хозяйки дома.
К сожалению, никаких докум ен-
тальных сведений о моделях ж и-
вописи и скульптуры особняка не
найдено.
Трудно поверить, что этот за-
гадочный зал предназначался для
обычной столовой. Гораздо легче
вообразить происходящ ие здесь
таинственны е м истические дей-
ствия со сложным рыцарским це-
ремониалом.
Рядом с готической столовой
находится Верхний кабинет, где,
как и там, использовано ореховое
дерево.
Интерьер выполнен в стиле ба-
рокко, для которого характерно
использование нарядного и разно-
образного декора. Здесь вы уже не
увидите готических элементов. В
оформлении дверей и центрально-
го окна использованы колонны ко-
ринф ского ордера. Н ад дверью,
ведущей из готической столовой,
пом ещ ено резное изображ ение
здания с полуциркульны ми, а не
стрельчатыми завершениями.
Наиболее интересная деталь
интерьера - монументальный ка-
мин из лабродорита. Образцом для
него послужил камин в одном из
залов Ратуш и в городе Брюгге (в
Бельгии), вы полненны й извест-
ным мастером X V I века Лансело-
том Блонделем.
В резном трехъярусном обрам-
лении камина использованы колон-
ны (в первом ярусе), на которых по-
коится антаблемент (второй ярус)
и сложная многофигурная компози-
ция - в третьем. В центре ее ниша, в
глубине которой - изображение во-
рот, перед которыми стоит рыцарь,
держащий в поднятой руке меч. По
сторонам ниши - пилоны с изобра-
жением гениев с венками. С двух
сторон от центральной части - кон-
соли, оформленные гирьками, на
которых размещены женские фигу-
ры в средневековой одежде.
В центре навершия - геральди-
ческая композиция - щит с буква-
ми «КА». Такая же ком позиция
помещена над центральным окном
кабинета. О тсутствие буквы «В»
говорит о принадлеж ности этого
кабинета хозяину особняка - Алек-
сандру Кельху. Оформление каби-
нета заверш аю т две лю стры из
шпиатра, подоконники из лабродо-
рита. Стены помещения украшали
гобелены.
П редставляет интерес декор
потолка. Наряду с резными компо-
зициями из дерева в виде цветов,
листьев, гирлянд, розеток, здесь в
крестообразных филенках потол-
ка помещены изображения совсем
необы чны х предметов декора -
грабель, молота, косы, лопаты, ма-
стерка, композиции со щитом, пе-
регороженным косой перевязью на
две части, в одной из которы х
(в правой) помещена шестиконеч-
ная звезда. И зображ ени е эти х
предметов можно найти в описа-
ниях масонской символики22. П о -
чему такого типа символика п о-
явилась здесь? Какое отношение
имел А. Ф . Кельх к масонским орга-
низациям? Это остается пока од-
ной из тайн особняка.
Рядом с Верхним кабинетом
располагалась бильярдная, решен-
ная, как и фасад особняка, в фор-
мах ренессанса. Д ля оформления
стен, потолка, мебели, дверных и
оконных проемов, обрамления ка-
мина использован дуб.
Камин выполнен в виде арки
из белого мрамора. П о сторонам
камина расположены два угловых
дивана, приподнятых на ступень и
разделенных на три секции. О бив-
ка диванов выполнена из тисненой
кожи. И з предметов мебели этого
пом ещ ения сохранился шкаф -
подставка для киев. В середине
комнаты помещ ался бильярдный
стол, вдоль стен стояли диваны. В
филенках потолка помещены ж и-
во п и сн ы е панно с арабесковой
росписью . С о хр ан и л ась лю стра
темного металла.
Самые эффектные помещения
второго этажа основного корпуса -
Белый (или Концертный) зал, Боль-
шая гостиная и Малая гостиная -
выходят окнами на улицу.
Белый зал занимает среднюю
часть основного корпуса с окнами
на юг (на ул. Чайковского). Цент-
ральны й эркер фасада особняка,
оформленный нарядной решеткой,
в интерьере зала отмечен «углуб-
лением» центрального окна. Назва-
ние связано с использованием бе-
лого мрамора для облицовки ниж-
ней части стен, обрамлений две-
рей, выполнения стенных пилястр.
Оф ормление этого интерьера
решено в стиле «второго рококо»
и поражает необыкновенным раз-
нообразием используемых форм и
насы щ енной п л асти ко й . С тен ы
оформлены мраморными пиляст-
рами ионического ордера, обога-
щенными позолоченными стебля-
ми с цветами в каннелюрах и скуль-
птурны ми изображ ениями м уж с-
ких и женских голов в капителях.
Стены украшают лепные компози-
ции в виде букетов цветов, листь-
ев аканта, букетов с включением
музыкальных инструментов, лука
со стрелами и пр. В полуциркуль-
ны х угл убл ениях под потолком
помещены скульптурные компози-
ции с играющими путти. Богата и
пластически насыщена отделка ко-
робового перекрытия с распалуб-
ками и лепным декором. М еж ду
окнами помещены огромные зерка-
ла, отраж аю щ ие и умнож аю щ ие
блеск и роскошь зала. Белые мра-
морные обрамления дверных про-
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 85 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст