С
троительство и архитектура
емов дополнены вставками из ро-
зового мрамора. Н ад дверьми -
скульптурные композиции с кры-
латыми грифонами и живописные
десюдепорты с цветами.
Паркет из разных пород дере-
ва выполнен в виде ковра с цент-
ральной розеткой, пышными угло-
выми композициями с цветами и
листьями, объединенными каймой
бордюра и сетчатым декором по
остальному полю.
Освещается зал люстрой золо-
ченой бронзы, изготовленной на
С а н к т-П е те р б у р гск о й
ф абрике
Ш танге Лука в 1848 году (что было
выяснено во время полной рестав-
рации помещения в 1984 году).
Придает неповторимость инте-
рьеру и «создает его настроение»
вел иколепны й
кам ин
светл о-
серого итальянского мрамора, име-
ю щ ий
авторскую
п одп ись
«M. Dillon, 1899», М ария Львовна
Д и л л он (1 8 5 8 -1 9 3 2 ) - первая
ж енщ ина в России, окончивш ая
Академ ию худож еств по классу
скульптуры. Наибольш ую извест-
ность и славу ей принес памятник
В. Ф . Комиссарж евской (находя-
щ ийся в Некрополе мастеров и с-
кусств Александро-Н евской лав-
ры), созданный в 1915 году и при-
знанный одним из самых заметных
явлений в художественной жизни
России того периода.
Камин Белого зала - более ран-
нее и менее известное произведе-
ние М . Л. Диллон - представляет
Камин Белого зала.
Скульптор М ария Диллон
собой композицию из трех частей:
кам ина, надкам и н н ой п олки со
скул ьп турн ой групп ой и надка-
минного панно с многоф игурным
барельефом23.
Топ ка кам ина вы полнена в
виде мраморной раковины, внут-
ри которой на держателе в виде
скрученных листьев аканта закреп-
лена раковина из полированной
л атуни.
Н и ж н и й я р ус кам ина
оформлен волютами. Н а каминной
полке - скульптура «Пробуждение
весны». Прекрасная спящая девуш-
ка, которой любуется обнаженный
юноша, поднимающий покрывало.
Конец покрывала, спускающийся к
топке камина, поддерживает амур.
Второй амур (слева от девушки) -
подносит ей гирлянду из роз. Спра-
ва от юноши - картуш, обрамлен-
ный листьям и аканта с вензелем
хозяев дворца «КАВ», а над ним -
два голубка. Рельеф надкаминно-
го панно состоит из взлетающей
вверх женской фигуры в развева-
ю щ ем ся одеянии, играю щ ей на
лютне, увитой розами; вниз летит
амур с луком и стрелой в руках. В
верхнем левом углу - изображение
группы амуров в облаках, осыпаю-
щих розами группу на камине. Эта
скульптура - талантливейшее воп-
лощ ение свадебного пож елания
счастливой жизни, полной любви
и блаженства.
В жизни семейства Кельхов это
пожелание не исполнилось. Н о ос-
тавшееся прекрасное произведение
искусства звучит оп тим истичес-
ким и лиричным гимном любви.
Восточная стена Белого зала
отделяет его от Большой гостиной,
отделка которой отличалась пыш -
ностью и изяществом (там был ве-
ликолепный лепной плафон с ж и-
вописными вставками в духе Ват-
то), но была разрушена во время
В ел и ко й О течествен н ой войны
при попадании бомбы.
С западной стороны к Белому
залу примыкает М алая гостиная.
Здесь сохранили сь скульптура,
живопись, карнизы красного дере-
ва с золочеными деталями, паркет,
подоконники белого мрамора.
Вы ход на уцелевш ий эркер
оформлен скульптурой (по сторо-
нам дверного проема - лепные фа-
келы, под ними - кариатиды еги-
петского облика).
Над дверьми помещены скуль-
птурны е десюдепорты. Н ад про-
емом, ведущим в эркер, - десюде-
порт с изображением жертвенни-
ка с головой ягненка на нем, опро-
кинутой корзиной с розами, голу-
бей. Н ад дверью в Белы й зал -
изображ ение А м ф итри ты (жены
бога морей Посейдона) в окруже-
нии м орских обитателей. Перед
ней - три то н, услаж даю щ ий ее
слух игрой на раковине, за ней -
дельфины. Н ад дверью, ведущей
на лестницу - скульптурный десю-
депорт, сюжет которого не прочи-
тан - изображение полуобнажен-
ной женщины с павлином и ягнен-
ком. Слева от нее - бюст муж чи-
ны, взгляд которого устремлен в ее
сторону. Стены помещения офор-
млены продольными лепными ба-
рельефами; свободные простран-
ства между ним и были закрыты
ш тоф ны м и панно с р и сун ко м в
виде крупных букетов цветов. Весь
потолок занимает огромный живо-
писны й плафон, рамой для кото-
рого служит позолоченный карниз
гостиной. Тема ж ивописного п о-
лотна - «Истина, Слава, М иролю -
бие и Правосудие, изгоняющие за-
висть». В восточной части (ближе
к дверям, ведущ им в Белый зал)
среди облаков изображена полуоб-
наж енная ф игура М иролю би я в
голубом плаще с пальмовой ветвью
в руках. В средней части плафона
- две сидящие женские фигуры -
Правосудие (с весами) и И стина
(с зеркалом и оливковой ветвью).
87
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 86 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст