С
троительство и архитектура
88
Справа от них на ступени антично-
го храма - коленопреклоненны й
М ар с, слагаю щ ий свое оруж ие.
Н ад ним взлетает вверх на фоне
колонн храма трубящая в золотой
рог Слава. В углу западной части
полотна - поверженная мужская
фигура с клубками змей в руках -
Зависть.
Сю ж ет этого полотна мож ет
приоткрыть нам завесу над взгля-
дами, ж изненны м и установкам и
хозяев дома. Тема зависти с м но-
гочисленными змеями в руках ак-
туальна для обладателей огромно-
го богатства. А изгнание этого по-
рока не с помощ ью оруж ия бога
войны М арса, а благодаря М и р о -
любию и Правосудию , приводя-
щ ими к Истине и Славе, - весьма
благородно.
Е сл и втор ой этаж особняка
был парадным, то на первом и тре-
тьем этаж ах находи лись жилые
помещения. Однако и их оф орм-
ление отличалось большой пышно-
стью и изысканностью. Э ти инте-
рьеры отличает свойственное мо-
дерну разнообразие используемых
материалов, тщательность их обра-
ботки, внимание к специфическим
деталям и элементам, единство и
продуманность оформления каж-
дого помещения.
В жилых комнатах широко ис-
пользовалось дерево - панели на
стенах, потолок, двери. В спальне и
комнате с альковом (ванной) для
отделки выбран ясень. Панели стен
и потолка оформлены филенками
разной формы и размеров, обога-
щающими отделку. Ф иленки две-
рей отделаны фанерой карельской
березы с наборным рисунком в виде
ваз с цветами, гирлянд, геометри-
ческих композиций. В прямоуголь-
ные углубления верхней части стен
помещены гобеленовые вставки с
изображением орхидей. Часть по-
мещения отделена аркой, опираю-
щейся на пучки изящных коринфс-
ких колонн из ясеня. В отгорожен-
ной части (алькове) пол покры т
плиткой, там стояла ванна (дверей
из коридора, скорее всего, не было
предусмотрено). Там же дверь, ве-
дущ ая в туалет, стены которого
оформлены керамическими панно
тонкого изящного рисунка.
Верхню ю часть стен алькова
также украшали три панно из ке-
рамических плиток. Одно из них
сохранилось. Это пейзаж с озером,
на котором виднеется лодка и па-
русник. Н а дальнем плане холмы.
По берегу озера по дороге, идущей
между тенистыми деревьями, идут
две лошади. Картина имеет автор-
скую подпись - «Loch Katrin».
П о то л о к
всего
пом ещ ения
оформлен керамическими встав-
ками и вставками из дерева с на-
борным рисунком (в круглых фи-
ленках). В центральной части -
живописный плафон второй поло-
вины X I X века «Игры амуров».
Соседняя спальня была офор-
млена так же, как комната с алько-
вом. О н и соединялись арочны м
проем ом, так что представляли
единое целое.
К сожалению, та часть здания,
где находилась спальня, пострадала
от попадания бомбы, и от былой от-
делки сохранились лиш ь форма
стенных панелей, дверь, ведущая в
витраж (точно такая же, как дверь
предшествующего помещения), жи-
вописный плафон в дубовой раме -
«Концерт амуров» и люстры пати-
нированной бронзы с поддонами
молочного стекла начала X X века.
Располож енны й
напротив
спальни большой рабочий кабинет
хозяина особняка - одно из пре-
красно сохранившихся помещений.
О н полностью оформлен красным
деревом, из которого выполнены
стенные панели, потолок, двери,
обрамление камина, мебель (два
книж ных шкафа). Камин и подо-
конники вы полнены из красной
яшмы, по цвету точно совпадающей
с цветом дерева. Топка выложена
зеленым отделочны м кирпичом .
Первый ярус камина оформлен ко-
лоннами с золочеными капителями
и базами. Во втором ярусе - фацет-
ное зеркало в обрамлении из крас-
ного дерева с золочеными деревян-
ны м и накладками. М ебель для
особняка была выполнена на фаб-
рике Р. Ф . Мельцера в период 1903-
1905 годов. Двери и шкафы офор-
млены колоннами, антаблементами
с золочеными деталями и наклад-
ками. Кабинет - это единственное
помещение, где сохранились панно
из шелкового штофа темно-зелено-
го цвета на стенах.
С о х р ан и л а сь ор и ги н ал ьная
бронзовая люстра начала X X века,
освещающая кабинет. Большая ра-
ковина с подвеш енными к краям
чашечками цветов, в которых по-
мещены электрические лампы. К
Фрагмент камина Орехового
кабинета второго этажа
центру раковины подвешен хрус-
тальный шар, по которому спол-
зает дракон.
Впечатление элегантности и
роскоши усиливается пышностью
оформления дверных проемов (ис-
пользуются элементы ордера - ко-
лонны, антаблемент, а также резные
волюты, лавровый венок, факел и
пр.) и потолка (филенки геометри-
ческих очертаний) с применением
золочены х бронзовы х накладок,
золоченых карнизов.
Ещ е одно сравнительно хоро-
шо сохранивш ееся помещ ение -
будуар - находится рядом с каби-
нетом и соединено с ним арочным
переходом. Здесь для оформления
выбрана карельская береза, из ко-
торой выполнены панели стен и
потолка, двери, мебель, обрамле-
ние камина.
Д ля подчеркивания контуров
ф и гурны х деревянны х панелей
последние заклю чаю тся в узкие
рамочки из золоченой бронзы, что
позволяет создавать рисунок.
Эффектна бронзовая люстра в
виде корзины с цветами, подве-
шенной за ручку (начало X X века).
Н ад дверьми - ж ивописны е
десю депорты . О стал ся один из
двух сущ ествовавш их сельских
пейзажей (над дверью в коридор).
Сохранился паркет в виде кубов
и встроенная мебель - открытые
полочки, застекленные шкафчики
(и сп о л ь зо в ав ш и еся для и к о н ),
И ст ория П ет ербурга. № 2 (1 8 )/ 2004
предыдущая страница 87 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №18 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст