о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
Отец Виктор Артурович Клавинг
(13 февраля 1893 г. - 19 апреля 1942 г.
Ленинград).
Фото 1913 г.
дополнительны х
осм ы слений.
Особенно интересны были карти-
ны Ветхого Завета Дорре и Ленве-
бера, которые «визуально* закреп-
ляли все услышанное мною. У отца
Василия были две небольшие со-
бачонки, доберман-пинчеры, кото-
рые хорошо меня знали и, кажет-
ся, лю били, так же, как и я их.
Очень большое впечатление произ-
водил и иконостас Гутуевской цер-
кви. Как говорил отец Василий, это
было целое произведение искусст-
ва, которое получило гран-при в
Париже на выставке. И точно, —
впечатление неизгладимое и непе-
редаваемое - нужно лично видеть
это чудо - не знаю, сохранилось ли
оно до сих пор, во всяком случае,
Гутуевская церковь теперь служит
каким-то складом, и купола ее про-
валились.
Больш ие праздники (Н о вы й
год, Рождество, масленица, Пасха,
и другие) запомнились особо, так
как они проводились либо у П о -
кровской церкви (теперь площадь
Тургенева) на Садовой, либо на
площади у Исаакиевского собора.
Тогда на масленицу весь Пет-
роград погружался и кружился во
всеобъемлющем веселье - кругом
и все время что-то взрывалось, гро-
хотало, хлопало, свистело, греме-
ло, играло, пело.
..
Звуки гармони, гитары, песни,
цыганские напевы, не умолкая, за-
полняли все кругом, перекрывая
гомон и гул толпы и отдельных
групп веселящихся людей. Отдель-
ные хлопки, взрывы ки тай ски х
хлопушек, звуки барабанов, гитар,
гармош ек, глиняны х свистулек,
вытесняя воздух, влетали в уши со
всех сторон.
Разукрашенные лентами и бу-
м аж ны м и
цветами,
красивы е
стройные лошадки - вейки, как и
их строгие, молчаливые кучера-
эстонцы*, разодетые в их нацио-
нальные одежды, красиво гарцева-
ли вокруг Исаакиевской (или П о-
кровской) площади и по соседним
с ними улицам, вереницей выезжая
обратно на площадь. Подвешенные
под дугами колокольчики на раз-
ные лады дополняли свой акком-
панемент к заполнившей всю пло-
щадь музыке.
..
Более богатые и молодые «нэп-
маны* уезжали на вейках в бл и -
ж айш ие рестораны и кабаки под
крики своих подвыпивших подруг
и общего цыганского пения.
..
«Эй. ямщ ик гони-ка к яру.
..*
С ловно гоголевская тройка,
неслась Русь в свое будущее, и не
дай бог кому-либо попасть под ее
колеса.
..
Масленица.
.. М осква, С анкт-
Петербург и вся Россия «гуляли*,
славя свое православие.
..
В этом всеобщем веселье час-
то слышались модные тогда песни
Петра Лещенко. Он пел о России,
Москве, Санкт-Петербурге.
.. И ка-
залось, его песня о праздновании
масленицы в М оскве, на самом
деле здесь, в северной столице, по-
лучала тот фон необъятной России,
ее размах щедрости, доброты, оби-
лие пирогов, пирож ков, п и р о -
жных, тортов, шоколада, конфет,
бутербродов и.
.. водки, что просто
захватывало дух.
..
Как сейчас слышу:
Помнишь, как на Масляной,
в Москве были дни, пекли блины?.
.
Жирный блин царил на всей
земле, все от блинов были пьяны.
Ты хозяйкой милою была
и блины мне вкусные пекла.
Д у ш ! Давай блинов с огняI
Д уш ! Целуй скорей меня!
Твой поцелуй разгонит
мигач сплин! Твой поцелуй горяч,
как свежий блин!
Масленицы помнишь ли разм ах?!
Ямщик нас быстро к яру мчал!
Ж арко было шхч с тобой в санях,
тебя я страстно целовал!
А потом, прогнав сомненья прочь,
ел с тобой блины всю ночь!
Исто/нш Пстербу/ма.
.4
3 (I!))/ 2004
Дуня! Давай блинов с огня! Дуня!
Целуй скорей меня!
В твоих блинах огонь
и нежный вкус!
Твоих блинов есть много
я берусь!И
М ож но сказать, что появивш -
еся танго «Черные глаза* Оскара
Строка, «Милонга* («Донна Кла-
ра*) Еж и Петербургского и «Тать-
яна*, «Вино любви* Марка Марь-
яновского, а также другие мелодии
этих композиторов (и кроме того,
в первую очередь - Вертинского),
буквально «перевернули* весь
Старый Свет и значительно потес -
нили здесь, в Европе, «блюзовую
лихорадку*, потоком лившуюся га
А м ер и ки . М орф есси, Неплюев,
Сокольский. Вертинский и Лещен-
ко на этой волне стали кумирами
слуш ателей и почитателей всех
возрастов.
О днако наибольш ий успех и
слава по праву достались только
Александру Вертинскому и Петру
Лещенко. Эти два гиганта были не
только певцами - они были поэта-
ми, ком позиторам и, актерами и
танцорами - они были корифеями.
С тихи Александра Вертинского -
в некотором роде высшее достиже-
ние среди поэтов-символистов, а
игра на гитаре Петра Лещ енко,
танцевальный дуэт Л ещ енко-За-
кит, а позже танцевальная группа
Петра Лещ енко - Зинаида Закнт,
Валентина и Екатерина (сестры
Петра Л ещ енко), потрясали не
только Ригу и Бухарест, но все стра-
ны, где им пришлось выступать и
гастролировать, не говоря уже об
огромном успехе их вокального
искусства и репертуара.
В репертуаре Лещенко, к тому
же на его музыку и слова, звучала
«контра*. Взять хотя бы его песню
«Вожатая», где есть и такие слова
в адрес пионервожатой:
...Пьяная, помятая.
..
...пионервожатая.
..
...шлюха конопатая.
..
До сих пор эта песня, мягко го-
воря, замалчивается и, видимо,
вряд ли когда-либо будет воспро-
изведена на вновь выпускаю щ их-
ся пластинках Петра Лещенко.
..
Реабилитации времен Никиты
Сергеевича Х рущ ева не успели
дойти до Петра Лещенко: по офи-
* Владельцами и кучерами веек были
финны. -
Рей.
предыдущая страница 19 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст