цнальным данным, он отравился
консервами
и
умер
от
этого
отравления в румынской тюрьме
16 июля 1954 года.
Что касается другой звезды -
всемирно известного автора танго
в 20-30-х годах - Оскара Строка,
то его судьба хотя и менее трагич-
на (он прожил достаточно долгую
жизнь: 24.12.1892-22.06.1975), но
т е м
не .менее заслуживает опреде-
ленного внимания и представляет
интерес. Строк родился в Динабур-
ге (Двинск-Даугавпилс. Латвия)
в семье музыканта.
Отец привез Оскара Строка в
Петербург в сентябре 1904 года для
поступления в консерваторию, где
уже учились старшие брат и сестра
Оскара. В связи с революционной
обстановкой в Петербурге в 1905—
1906 годах занятия в консерватории
стали нерегулярны, часто возника-
ли митинги (в том числе и митинг
против увольнения Н. А. Римско-
го-Корсакова в марте 1905 года), а
также по вине самого Строка (ха-
латное отношение к учебе, лень, не-
желание учиться так, как этого тре-
бовали преподаватели). Строк бро-
сил консерваторию в 1907 году, не
окончив положенного курса. Вско-
ре он покинул и Петербург. В пери-
од с 1909 по 1911 годы Строк со-
вершил поездку на Дальний Восток.
В январе 1912 года (всего через пол-
года) он покинул Консерваторию
окончательно, поступив на работу
в кинотеатр в качестве тапера (пиа-
ннста-иллюстратора немых картин
путем музыкального сопровожде-
ния показываемых кадров). Кроме
того, Строк начинает участвовать в
концертах (даже таких знаменито-
стей, как Нежданова и Плевицкая).
Если
просмотреть
справочник
«Весь П етербург-Петроград* за
1912-1917 годы, то можно заме-
тить, какую
«кочевую»
ж изнь
(жизнь «артиста») вел композитор:
каждый год его адрес менялся. Вы-
ступая в основном как пианист,
Строк начал в этот период и свою
композиторскую
деятельность.
Вскоре появились и ноты с его ран-
ними произведениями (он сочинял
музыку уже в возрасте десяти лет):
это в основном романсы на стихи
Пушкина и Лермонтова. П ояви -
лись и первые грамзаписи его про-
изведений. Один из его романсов
был написан специально для извес-
тной в то время популярнейш ей
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
певицы Анастасии Вяльцевой и по-
дарен Строком ей в одном из со-
вместных выступлений на концер-
те: при этом Вяльцева представила
публике нового композитора, что
положило начало его большой по-
пулярности. Это событие застави-
ло Строка основательно заняться
сочинением музыки: его песни,
вальсы, романсы становились все
более известными широкой публи-
ке. В 1923 году Оскар Строк уехал
из Петербурга в Ригу. В Ригс он про-
жил вплоть до начала Великой Оте-
чественной войны, когда с больши-
ми трудностями и риском для жиз-
ни самого Строка и членов его се-
мьи (жены, сына и дочери) ему уда-
лось эвакуироваться из Латвии в
С оветский
Сою з
Средню ю
Азию ). В военный период Строк
участвовал (как член фронтовых
бригад) в концертах для фронтови-
ков и солдат Красной армии. Его
коллегами в тех концертах были
известные и любимые народом ар-
тисты, как, например, Любовь О р-
лова, М ихаил Ж аров, Н иколай
Крючков. После войны для Строка
наступил один из тяжелейших пе-
риодов его жизни: развязанная Ста-
лины м новая кампания против
«врагов народа» - «изменников»,
«космополитов», «сионистов» и
тому подобных «контра», коснулась
и Оскара Строка (его жизнь и ра-
бота в «буржуазной» Латвии, наци-
ональность и вредные для «музы-
кального искусства» сочинения (в
форме танго) да еще и в исполне-
нии Петра Лещенко и других эмиг-
рантов - определили «нужный» со-
став преступлений). Строка исклю-
чили из Союза композиторов Лат-
вии (и С С С Р ), лишили средств к
существованию, в газетах появи-
лись статьи о его «ненародном* твор-
честве.
.. Однако, как и все в исто-
рии народов проходит, прошел и тот
труднейш ий период. Умер «отец
народов», пришли новые времена,
и вновь зазвучали мелодичные, лю-
бимые народом танго Оскара Стро-
ка. Естественно, что самым плодо-
творным периодом композитора
были его молодые годы: годы, когда
он жил в Риге в конце 20-30-х го-
дов: в те годы поток его танго закру-
жил всю Европу. Наибольший успех
(как считал сам Строк) принесло
ему танго «Черные глаза* (1928) в
исполнении известнейшего оркест-
ра Марека Вебера, когда тот в своей
аранжировке этого танго вставил
отрывок мелодии «Очи черные»,
что придало и «связь времен», и
определенную «народность» этой
мелодии. В те годы приезжавшие в
Р т у гиганты - Федор Ш аляпин.
Петр Лещенко, Надежда Плевицкая
и другие «великие эмигранты* -
всегда либо слушали Строка (кста-
ти, по утверждению Константина
Сокольского, лучшим исполните-
лем танго Строка был сам Строк),
либо пели его произведения, либо
просили его аккомпанировать им на
концертных выступлениях. Следу-
ет отметить и те исключительные
работоспособность и трудолюбие,
которыми обладал Оскар Строк.
Мало того, что он сам издавал свои
произведения (набирал, печатал,
издавал - то есть представлял в сво-
ем лице целую типографию), он
почти ежедневно играл в кафе
«Маскотта» (на Рижском взморье),
исполняя произведения Чайковс-
кого, Рахманинова, Глинки и дру-
гих великих русских композиторов
(совместно со скриначем Яшей Ле-
винсоном), а также и свои танго и
песни (особенно вновь сочинен-
ные). Необходимо также отметить,
что и слова к своим песням он пи-
сал сам (говоря при этом, что слова
нужны именно те, что задуманы ав-
тором и самой мелодией).
Однако, как теперь стало изве-
стно, слова к танго Строка принад-
лежат эмигранту Александру Пер-
фильеву, продавшему как стихи,
так и авторство (на что сохрани-
лись расписки, подписанные Стро-
ком). Недавно вдова Перфильева
(Ирина Сабурова) в Германии из-
дала книгу его стихов, где опубли-
кованы тексты к танго «Черные
глаза*. «Голубые глаза* и многим
другим, а также соответствующие
расписки о продаже этих стихов
Строку. Перфильев же как поэт был
известен еще до революции. Затем,
будучи офицером Белой армии, он
прошел все трудности и лишения
русских эмигрантов. Ж ил в Кры -
му, в Турции и в других странах,
найдя, наконец, убежище в Риге.
Так или иначе, несмотря ни на что,
музыка танго Строка навсегда ос-
танется в сердцах благодарных слу-
шателей.
Заметим также, что Марк Ма-
рьяновский (1889, Рига - 1944, кон-
центрационный лагерь Бухенвальд)
написал не менее красивые и мело-
1 9
История 11гтг1>оу1>т.
.4 ,?
(19)/ 200-1
предыдущая страница 20 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст