е н ь в и с т о р и и
А. Н. Куропаткин
военное, морское и финансовое для
согласования позиций. Главы заин-
тересованных ведомств одобрили
его основные положения, а в М И Д е
был выработан окончательный ва-
риант циркулярной ноты с програм-
мой конференции. О добренная
30 декабря 1898 года императором,
1 января 1899 года она была вруче-
на представителям держав в Петер-
бурге, а затем опубликована. После
этого в ведомствах началось обсуж-
дение специальных вопросов и вы-
работка инструкций делегатам на
конференцию, с которыми они и
убыли в Гаагу.
Возмож но, что позитивное,
несколько романтическое отн о-
шение молодого российского и м -
ператора к мысли о «вечном мире»
отчасти было вызвано впечатлени-
ем от поднесенной ему в апреле
1898 года книги крупного желез-
нодорожного деятеля, банкира и
ученого, действительного статско-
го советника И. С. Блиоха «Буду-
щая война». В ней на больш ом
фактическом материале доказы -
валась разорительность для госу-
дарств постоянно растущих расхо-
дов на вооружение'.
По мнению российских дипло-
матов, сутью международного со-
глашения могло бы стать «замора-
живание» вооружений: державы
обязывались не заменять приме-
нявшихся орудий войны на техни-
чески более совершенные.
Я дром
соглаш ения должен
был стать вопрос не о качестве во-
оруж ения, а о количестве войск
или сумме, ежегодно ассигнуемой
на их содержание. Такой подход, с
точки зрения интересов Российс-
кого государства, имел два поло-
жительных следствия: во-первых,
при строгой отчетности, особенно
конституционных стран, «соглаше-
ние легче всего было бы контроли-
ровать»; во-вторых, прогрессивное
и пропорциональное сокращение
количества войск было выгодно
России ввиду численного превос-
ходства ее армии.
Н а обсуж дение вы носились
такж е вопросы меж дународно-
правового характера. Главным из
них было соглашение о разреше-
нии взаимных претензий между
государствами не силой оружия, а
третейским разбирательством, об-
ращаться к которому государства
обязывались лиш ь в случаях, не
затрагивавших «их жизненные ин-
тересы»: выяснение же «степени
важности того или другого между-
народного спора принадлежало бы
решению самих заинтересованных
стран».
В целом главными побудитель-
ными причинами, определившими
действия правящих кругов России
по подготовке меж дународной
конференции мира, были:
- ф инансовая
- экономия
средств на перевооружение армии;
- политическая - создание
стабильной и благоприятной меж-
дународной обстановки;
- идеологическая - формиро-
вание образа Российского государ-
ства (императора) как носителя
идей мира и справедливости;
- юридическая - попытка най-
ти вариант цивилизованного раз-
решения межгосударственных спо-
ров, гуманизации военных дей-
ствий.
Вообще к концу X IX века в об-
щественном сознании сложились
предпосы лки для вынесения на
международное обсуждение воп-
росов, связанны х с проблемами
войны и мира. По мере развития
индустриального общества, делаю-
щего усовершенствования техни-
ческих средств, транспорта и свя-
зи, расш ирения международных
сообщений и роста торговли, необ-
ходимости упрочения правовых
гарантий личности и собственнос-
ти изменялась и международно-
правовая регламентация отноше-
ний. В международном праве на-
чинало преобладать позитивное
направление, уделявшее главное
внимание систематизации норм и
прецедентов. Для укрепления мир-
ных начал в отнош ениях между
народами создавались неправи-
тельственные организации, такие,
как И н сти тут меж дународного
права в 1873 году, Межпарламент-
ский союз в 1889 году. Активное
воздействие на внешнюю полити-
ку правительств начинало оказы-
вать общественное мнение, получи-
ло распространение пацифистское
движение.
В то же время с наступлением
эпохи «вооруженного мира» - пос-
ле ф ранко-прусской войны 1870
года и создания в центре Европы
единого сильного германского го-
сударства - началась полоса ост-
рых дипломатических конф лик-
тов, наращ ивание и усоверш ен-
ствование вооружений, формиро-
вание союзов великих держав для
борьбы за раздел и передел мира.
Н о становилось очевидным, что
слож ивш аяся система междуна-
родных связей препятствует развя-
зыванию такой войны между дву-
мя развитыми государствами, ко-
торая не затрат вала бы интересы
других держав. Однако имевшие
место попытки разрешения конф-
ликтных ситуаций мирными спо-
собами касались только второсте-
пенных вопросов, не затрагиваю-
щих коренных интересов соперни-
ков. В отношении же к колониаль-
ным и полуколониальным странам
принципы суверенитета и невме-
ш ательства грубо попирались, с
ними заключались неравноправ-
ные договоры, широко распростра-
нялась практика занятия и аренды
территорий. Для оправдания такой
политики применялась концепция
о «цивилизованных» и «нециви-
лизованных» нациях, «справедли-
вых» и «несправедливых» войнах,
и отношения с последними строи-
лись на иной правовой основе.
Обсуждение проблем мира и
войны, вопросов третейского суда
и консульского права, взаимоотно-
шений между государствами в свя-
зи с этим приобретало особое зна-
чение2.
Конф еренция начала работу
6 (18) мая 1899 года - в день рож-
31
11сшо1>11Я 11п1нчюу1>/<1. ,Ч> .1 (1 !1 )/ 2 0 04
предыдущая страница 32 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст