уша Петербурга
ла талантливых людей, средоточи-
ем прекрасных традиций. В Петер-
бурге получили высшее образование
и многие яркие личности армянской
культуры. Здесь они впитали в себя
знания, традиции европейского и
русского искусства. Достаточно на-
звать здесь значительных компози-
торов - учеников Н. А. Римского-
Корсакова: Макара Екмаляна и
Александра Спендиарова, позже -
Сергея Бархударяна и Леона Ход-
жа-Эйнатова. М ож но вспомнить
обладательниц выразительнейших
голосов певиц Айкануш Даниелян и
Софью Акимову, скрипача-виртуо-
за Иоанесса Налбандяна, глубоких
музыкальных ученых Христофора
Кушнарева, Георгия Тигранова, Ар-
шака Адамяна, пианистов Георгия
Сараджева, Роберта Андриасяна,
дирижеров М икаэла Тавризяна,
Испира Хараджаняна - основателя
Национального симф онического
оркестра Армении. По следам сво-
его отца, всегда с восхищением и
благодарностью вспоминавш его
годы, проведенные в стенах Ленин-
градской консерватории, ее тради-
ции, преклонявшегося перед памя-
тью воспитавших его профессоров,
в город на Неве по окончании Ере-
ванской школы-одиннадцатилетки
им. П. И. Чайковского отправился
молодой пианист Раффи Харад-
жанян, чьи исполнительские успе-
хи к тому времени уже привлекли
серьезное внимание музыкальной
общественности Армении. В част-
ности, он неоднократно играл с рес-
публиканским
симф оническим
оркестром сложнейш ую «Герои-
ческую балладу* Арно Бабаджаня-
на. Играл эмоционально раскрепо-
щенно и технически свободно. И г-
рал, получив напутствие самого
автора - великолепного пианиста,
под управлением ш ирокоизвест-
ного дирижера Огана Дуряна. И
вот после солнечного Еревана с его
улыбчивыми людьми Раффи ока-
зывается в дождливом Ленингра-
де, где доминируют другие нравы.
Здесь другой климат, другие отно-
шения между людьми. Другой мас-
штаб культурных явлений. Он по-
ступает в класс знаменитого про-
фессора Павла Серебрякова, пред-
ставителя вошедшей в историю
«николаевской пианистической
школы», давшей миру М арию
Юдину, Владимира Соф роницко-
го. Дмитрия Шостаковича.
..
Это событие потребовало не-
малой
психологической
пере-
стройки, коррекции художествен-
ных понятий, технического аппара-
та, выдержки, но стало решающим
на пути молодого исполнителя.
Раффи Хараджанян уже на одном
из первых занятий у Серебрякова
встретил приехавшую из Риги - а
этот балтийский город своими
музыкальными традициями тесно
связан с Петербургом, отметим, что
Язепс Витолс, основатель местной
консерватории (ныне - Музыкаль-
ная академия) был учеником и в
течение долгих лет сподвижником
Н. А. Римского-Корсакова - вир-
туозную латы ш скую пианистку
Нору Новик. Она поразила Харад-
жаняна «рассыпчатостью* своей
мелкой техники и прекрасным зна-
нием европейских музы кальных
стилей. В значительной степени
зарождению их творческого союза
содействовал их лю бимы й про-
фессор Павел Алексеевич. Он сам,
продолжая традиции своего учи-
теля Леонида Николаева, охотно
играя в ансамбле для двух роялей,
поощрял такой опыт и среди сту-
дентов, зная положительные перс-
пективы ансамблевого музициро-
вания. Кроме того, как писал Х а -
раджанян, «сама практика работы
в его классе, когда один ученик при
исполнении фортепианного кон-
церта аккомпанировал другому,
способствовала вызреванию нашей
“дуэтной” мысли*2. И х творческая
дружба счастливо привела к воз-
никновению спаянного фортепиан-
ного дуэта Нора Новик и Раффи
Хараджанян.
Вспоминает Н. Новик: «Годы,
проведенные в стенах Ленинградс-
кой
консерватории, дали
мне
очень многое, оказались именно
той завершающей стадией моего
образования, в которой я так нуж-
далась. Здесь был получен импульс
для всей дальнейшей творческой
работы*3.
В Ленишраде Н. Новик и Р. Ха-
раджанян восхищались живописью
из собраний Эрмитажа и Русского
музея, не пропускали концерты ор-
кестра под управлением Е. Мравнн-
ского (столетие со дня рождения
которого отмечалось в нюне нынеш-
него года), аплодировали спектак-
лям, поставленным Г. Товстоного-
вым в БД Т (в «Идиоте* по Досто-
евскому играл сам И. Смоктуновс-
Зомечательны й р ассказч и к
Раффи Испирович нередко
предваряет выступления дуэта
своим и комментариями
кий) и Н. Акимовым в Театре коме-
дии,
балетной
труппе
театра
им. С. М. Кирова (ныне - Мариинс-
кий). А сколько было прослушано
великолепных концертов в изуми-
тельных по акустике залах Ленин-
градской филармонии - Артур Ру-
бинштейн, К. Аррау, С. Рихтер, Э. Ги-
лельс, В. Клайберн, учитель П. Се-
ребряков - это только пианисты!
В «ленинградский период*
Р. Харадж анян проводил много
времени в залах Публичной биб-
лиотеки им. М . Е. Салты кова-
Щ едрина (ныне - Российская на-
циональная библиотека), написал
и с блеском защитил диссертацию,
посвящ енную
ф ортепианному
творчеству Арама Хачатуряна под
руководством замечательного спе-
циалиста в вопросах истории пиа-
низма профессора Льва Аронови-
ча Баренбойма. Сегодня из-под
пера доктора искусствоведения,
профессора Р. Хараджаняна выхо-
дит множество работ, посвящ ен-
ных как истории жанра фортепи-
анного ансамбля, так и деятельно-
сти отдельны х выдаю щ ихся х у -
дожников (А. Бабаджаняна, В. Гав-
рилина, Р. Кангро и лр.). Большой
интерес для отечественных иссле-
дователей может представить его
статья «Фортепианные дуэты рус-
Испнцтя Пеіпрі>буіші. М З (19)/ 2004
предыдущая страница 51 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст