уша Петербурга
ских авторов в сегодняшнем мире»,
изданная в сборнике «Русская му-
зыка в контексте мировой художе-
ственной культуры» (Волгоград;
Саратов, 2002), в которой просле-
живается панорама фортепианно-
го ансамблевого творчества компо-
зиторов разных поколений в Рос-
сии в X X веке. Научная мысль в
наше время развивается стреми-
тельными темпами, и пианисты из
Риги живут «сегодняшним днем»,
являясь авторитетными законода-
телями ведущих направлений в
профессиональном фортепианном
ансамблевом исполнительстве во
всем мире. Не счесть количество
произведений, отредактированных
ими. Десять сборников только
лишь любимых и почитаемых ими
композиторов Балтии! Кстати,
«если вы берете зарубежное изда-
ние, то потрудитесь тщательно пе-
ревести все примечания, ремар-
ки», предостерегает Хараджанян.
Дуэт, который сегодня популя-
рен и авторитетен в странах Евро-
пы (Германия, Великобритания,
Швеция и т.д.) и Азии (Япония,
Тайвань, Корея), называют леген-
дарным за преданность жанру, за
своеобразие творческого облика,
за редкостное мастерство и удиви-
тельный дар, сказавшийся не толь-
ко в концертной деятельности, но
и в педагогике: Нора и Раффн -
профессора Л атвийской м узы -
кальной академии, воспитавш ие
многих студентов - лауреатов
международных конкурсов. Арти-
сты делятся богатым опытом на
мастер-классах, проводят семина-
ры, получают приглашения рабо-
тать в жюри самых престиж ных
конкурсов, таких, как конкурс
Международной ассоциации фор-
тепианных дуэтов в Токио, М еж -
дународный фестиваль ф ортепи-
анных дуэтов в Екатеринбурге и др.
М ного лет подряд Н. Н овик и
Р. Хараджанян являются членами
жюри Международного молодеж-
ного конкурса фортепианных дуэ-
тов «Брат и сестра* им. Л. Брук в
Санкт-Петербурге, на котором их
присутствие придает ком иссии
особый вес, значительность, дове-
рие. Немного приоткрывая секре-
ты их взыскательных оценок, при-
слушаемся, как мастера советуют
работать над произведениями для
фортепианного ансамбля: «Основ-
ное для меня - звукоизвлечение, -
говорит Нора Новик. - Педагогу
необходимо специально заботить-
ся о звуке как таковом. Очень важ-
ны также ритмическая организа-
ция, умение выстроить исполняе-
мое произведение по форме, тех-
нические достижения. Ю ные ан-
самблисты обязательно должны
чувствовать, слышать друг друга,
чтобы в исполненной фактуре была
не только синхронность, но и по-
лифоническая взаимосвязь. В ан-
самблевой игре обязательно дол-
жна присутствовать детальная
проработка партий, нельзя удов-
летворяться поверхностной игрой,
следует заботиться о пианистичес-
кой культуре»4. А Раффи Харад-
жанян отмечает иной важный ас-
пект: «Исполняя на двух роялях
оригинальную четырехручную му-
зыку, часто не учитывают специфи-
ку акустики. Большая разница в
том, сколько источников звука, —
один или два. К тому же это еще и
отход от авторской позиции и да-
леко не всегда удачный». Сами же
пианисты часто заботятся, по сви-
детельству исследователя ансамб-
левого исполнительства Л. Осипо-
вой, о свободе «пространственно-
го ощущения*5 - устанавливая ро-
яли так, как того требует построе-
ние формы, архитектоника произ-
ведения. Так, при исполнении пьес,
обладающих возможностями про-
странственны х
сопоставлений
звучности (Р. Калсонса, Б. Кутави-
Ж юри конкурса «Брют и сестра». Стоят (слева направо) Т. Пэяске.
Р. Хараджанян, П. Егоров. В. Пальмов. И. Тайманов.
Сидят (слева направо) Н. Новик. С . К адам а. Л. Криштап
51
Исто/нт ІІеііичміщип. М 3 (19)/2004
предыдущая страница 52 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст