уша Петербурга
чуса, И. Земзариса), рояли, невзи-
рая на усложнение ансамблевых
задач, устанавливаются в разных
концах сцены.
Отмечая величайший разности-
левой репертуар пианистов (одни
только концерты для двух фортепи-
ано с оркестром охватывают эпохи
от барокко до современности), сле-
дует привлечь внимание к диско-
графии как особо ценной области
исполнительского наследия. На пла-
стинках, записанных фирмой «Ме-
лодия», и на компакт-дисках звучат
сочинения Ф. Листа, В. Гаврилина,
Д. Лесюра, Ж. Орика, Р. Щедрина,
В. Лютославского, армянских ком-
позиторов А. Арутюняна - А. Бабад-
жаняна, А. Давтяна, А. Терзяна, А. Ха-
чатуряна, композиторов Балтин
О. Балакаускаса, П. Васкса, И. Зем-
зариса, Р. Кангро, Б. Кутавичуса,
Я. Ряетса, Э. Страуме.
.. Чрезвычай-
но интересен Concerto grosso для
фортепиано, чембало и оркестра
Маргерса Зариньша - произведения,
в котором Нора Новик демонстри-
рует профессиональное владение
клавесином.
Не все диски доступны сегод-
ня отечественным поклонникам
дуэта, но в число самых популяр-
ных войдет, несомненно, последнее
творение рижан - C D «Валерий
Гаврилин. 18 зарисовок». Знаком-
ство в семидесятых годах с ленин-
градским композитором Валерием
Гаврилиным (1 939 -199 9) стало
обоюдно удачливым. Яркие само-
бытные образы, созданные Гаври-
линым в цикле для фортепиано в
четыре руки «Зарисовки», словно
были созданы специально для них.
В 1982 году пианисты частично
(12 пьес) записали «Зарисовки» на
пластинку, и вот спустя двадцать
лет одарили нас свежей трактов-
кой, в которой пьесы приобрели не
только более отточенный ф илиг-
ранный блеск, но наполнились но-
вым глубоким образным прочте-
нием. Их интерпретация «Зарисо-
вок» (впоследствии не раз назван-
ная критиками эталонной) очень
точно отвечает художественному
содержанию пьес. Удивительно
метко отозвался об исполнении
Н. Новик и Р. Хараджаняном «За-
рисовок» известный музы ковед
А. Тевосян: «.
..можно было полно-
стью раствориться в музы ке и с
удовлетворением еще раз убедить-
ся в высоком исполнительском
52
мастерстве и завидной сыграннос-
ти артистов, причем не только друг
с другом, но и с автором, которого
эти пианисты любят и настойчиво
и убежденно, независимо ни от
чего, пропагандирую т по всему
миру. Здесь было все - незримый
театр, живой и прихотливый жест,
пластичность танца, шубертовская
песенность и россннневская лег-
кость, насмешка, юмор, трепетное
чудо музыки и полнокровная, ж и-
вая гаврилинская интонация*. Три
тетради «Зарисовок* при ж изни
Гаврилина
дважды
1986
и
1994 гт.) издавались в Петербурге
в издательстве «Композитор* под
редакцией Р. Хараджаняна6. «Я по-
ражен артистизмом, вы думкой,
смелостью, красотой Вашей рабо-
ты», - так отрецензировал Норе и
Раффи их интерпретацию автор
балета «Анюта*7. Необходимо от-
метить, что, услышав запись «Валь-
са* именно в их исполнении, ре-
жиссер А. Белинский вдохновил-
ся на создание балета по А. Чехову,
а сам Гаврилин, впервые соприкос-
нувшись с этой глубоко психоло-
гичной трактовкой «Вальса», обра-
тился к свой партнерше по дуэту
Зинаиде Впткинд со словами: «Вот
как надо это играть!»8.
Действительно, артисты любят
исполнять музы ку современных
композиторов, и в этом Р. Харад-
жанян видит заслугу профессора
Серебрякова, у которого было чув-
ство ответственности за завтраш-
ний день, с благоговением передан-
ное ученикам. По мнению Харад-
жаняна, при исполнении современ-
ной музы ки артистами «движет.
..
внутренняя потребность, осознан-
ное желание приобщаться к инте-
реснейш им процессам .
.. по мере
своих сил содействовать их разви-
тию. Подобная сопричастность по-
зволяет острее слышать пульс со-
временности, дает возможность не
закостеневать в исполнительских
решениях, активизирует художе-
ственную смелость*9. Нередко пи-
анисты инициирую т создание но-
вого произведения, даже «подска-
зывают» жанр, аспект, а иногда и
тематику. Специально для дуэта
создаю т
произведения
многие
композиторы, среди которых есть
петербуржцы.
Один из них, Геннадий Белов10,
посвятил латвийским пианистам
свой Концерт для двух фортепиа-
но (1984), поэму для двух форте-
пиано «Lambada briosa» (1994). В
юмористическом заглавии произ-
ведения «Новилюдия и Хараффу-
га» (1987), созданном к двадцати -
летнему юбилею дуэта, хитро за-
ш иф рован ж анр - прелю дия и
фуга. Две темы - песни «Ais esera
balti bersi* и российского вели-
чального гимна «Слава* - изобре-
тательно развиваю тся, чтобы в
конце объединиться, привнося в
лирические интонации латвийс-
кой музы ки пафос триумфально-
го торжества. Музыкальная сюита
к сказке «Репка* (1988), которая
исполняется и рассказывается пи-
анистами, написана с непосред-
ственным их участием, поскольку
После исполнения польки «Нора» в М алом зале Филармонии.
Слева направо: В. Пальмов, Р. Харадж анян, В. Биберган, Н. Новик
Urm ofHiM llrnu-iM>ifi>/u. № Я (H t)/ 2 4 0 4
предыдущая страница 53 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст