сД ■
рхеология Петербурга
В течение ряда л е т на т е р р и то р и и Л етн е го сада велись археологические изы скания, м атер и ал ы ко то р ы х
легли в основу р а зр а б о тки п р о е кта ре ста в р ац и и ансамбля. В серии очерков руковод и тел ь раскопок археолог
В.
А . Коренцвит р а сск а ж е т о полученных р е зу л ь та та х . Зн аком ство с первоисточникам и п о м о ж ет лучше осоз-
н а т ь задачи предстоящ ей ре ставр ац и и , п о д ска ж е т возмож ны е в а р и а н ты реш ения нелегкой проблемы.
В.
А. Коренцвит
' /0 Н О В І
|овь после долгого перерыва
1
а почти забытая тема рес-
таврации Летнего сада. Это не слу-
чайно. О тгремели торж ества по
случаю трехсотлетия Санкт-Петер-
бурга, как на очереди юбилей ста-
рейшего в России регулярного сада.
Летний сад был заложен в 1704
году. Строительство столичной им-
ператорской резиденции продол-
жалось почти непрерывно в течение
трех десятков лет. Планировка сада,
не во всем соответствующая стро-
гим правилам регулярного паркос-
троения, принадлежит, несомненно,
самому Петру I. Конкретным воп-
лощением его идей занималось не
менее пятнадцати архитекторов, и
среди них такие знаменитости, как
А. Шлютер и Ж.-Б. Леблон, Д. Тре-
знни,
Н.
П ино,
Н .
М икетти,
Г.-И. Маттарнови, М . Г. Земцов,
К.-Б. Растрелли. Столь же внуш и-
телен список мастеров садового, ка-
менного, резного, столярного, фон-
танного, литейного, лакового, сте-
кольного и урного дела (керамис-
ты). Завершающий этап создания
ансамбля связан с именем велико-
го Ф .-Б. Растрелли, самые первые
постройки которого в Петербурге -
дворец Анны Иоанновны и каскад
«Амфитеатр* - были возведены на
территории Летнего сада.
В царствование
Елизаветы
Петровны сад вошел в состав гран-
диозного ансамбля новой импера-
торской резиденции, созданной
Ф .-Б. Растрелли на берегах Ф о н -
танки и Мойки. В середине 1760-х
годов началось строительство гра-
нитной набережной Невы, что по-
влекло за собой снос Летнего двор-
ца Екатерины I. стоявшего на углу
Лебяжьей канавки и Невы. Ф у н -
дамент этого и соседнего деревян-
54
!К проекту реставрации
Летнего
сада
аметки
археолога
)
нога дворца Анны Иоанновны, ра-
зобранного еще в 1746 году, были
частично использованы при соору-
ж ении в 1775 году ф ундамента
Н евской
ограды
архитектора
Ю. М. Фельтена.
Стихийное бедствие 1777 года
нанесло петровскому саду ущерб,
от которого он уже не смог опра-
виться. Разбуш евавш аяся Нева
уничтожила знаменитый садовый
лабиринт с тридцатью двумя фон-
танами. Правда, уцелели пятнад-
цать больших фонтанов, но в 1786
году они, а также другое обветшав-
шие сооружения времен Петра I и
его ближайших преемников были
ликвидированы (засыпан О валь-
ны й пруд, разобраны павильон
«Птичник», каскады «Дельфино-
вый* и «Амфитеатр* и пр.). Н е-
скольким и годами ранее, в 1780
году, в связи со строительством
гранитной набережной Фонтанки,
засыпали гаванец перед дворцом
Петра 1, снесли Лю дские палаты,
Большую и Малую оранжереи.
В первой трети X IX столетия
в Летнем саду появились каменная
терраса на Лебяжьей канавке, па-
вильоны Кофейный и Чайный до-
мики, чугунная ограда со стороны
М о й ки и декоративная ваза из
порфира - подарок шведского ко-
роля Густава. В 1855 году на быв-
шем Ф ранцузском партере уста-
новлен памятник И. А. Крылову.
В наши дни на месте, где неког-
да стояла Большая каменная оран-
жерея, построен хоздвор.
Н ет нужды доказывать необ-
ходимость реставрации сада, пере-
ж ивш его на своем долгом веку
столько бедствий. Но далеко нс так
очевидна концепция реставрации,
и главный вопрос - на какой исто-
рический период она должна быть
ориентирована.
Летний сад ждал своей рестав-
рации очень долго; она впервые
начинается за всю его трехсотлет-
ню ю историю . Горожане вправе
надеяться, что в результате гряду-
щих перемен любимый сад ничего
не потеряет, но приобретет и ста-
нет лучше прежнего. Понятно так-
же, что реставрация в любом слу-
чае будет носить компромиссный
характер. М ы не можем мечтать
вернуть ансамблю цельный исто-
рический облик даже на период
X IX века, так как убрать с его тер-
ритории хоздвор кажется неразре-
ш имой задачей. Учитывая необра-
тимы е изменения,следует ли во-
обще что-либо воссоздавать в Лет-
нем саду и что именно?
Проектны е предложения мо-
гут быть самые разные, но так или
иначе они исходят всего из двух
возможных вариантов: по первому
в качестве образца берется тот ка-
нувший в Лету петровский «пара-
диз*, каким был сад до злополуч-
ного наводнения 1777 года, по вто-
рому - каким он в конце концов
стал после этого стихийного бед-
ствия. Если принять второй вари-
ант, то ничего из архитектурных
сооружений возрождать не придет-
ся, за исключением снятых в 1866
году центральных ворот Невской
ограды. О днако все проектные
предложения, начиная с 1950-х го-
дов архитектора Т. Б. Дубяго, при-
знавали необходимость воссозда-
ния хотя бы некоторых утраченных
элементов
садового
искусства
Петровской эпохи.
В послевоенном Ленинграде
реставрация знаменитых дворцово-
парковых ансамблей, как правило,
История ІІстербуїиа. М .1 (19)/ '/004
предыдущая страница 55 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст