с / [
:
рхеология Петербурга
56
ях плоского рельефа долгое время
не удавалось решить проблему по-
дачи в достатке воды для действия
фонтанов. Воду брали из Ф онтан-
ки (это оригинальное название
реки встречается в документах с
1719 года) и при помощи конной
тяги поднимали на верх водона-
порной башни в свинцовый резер-
вуар. Три пары лошадей ходили по
кругу, вращая водовзводное коле-
со. В 1718 году доставлена из Л он-
дона паровая машина, что «огнем
воду гонит». «Аглийскую машину»
установили в павильоне «Грот», в
котором было несколько ф онта-
нов и водяной орган. В 1721 году
Петр I приказал «Туволкову ос-
мотреть места, где ближе и удоб-
нее и меньше работы привесть
Лигу речку в Питербург». К 1723
году закончено строительство
Литовского канала протяж енно-
стью свыше 20 верст. Проблема
бесперебойной
подачи
воды
была, таким образом, решена. Па-
ровая машина за ненадобностью
отправлена на склад, в казенный
магазин. Там ее в 1728 году обна-
ружил архитектор М . Г. Земцов.
Испробовав м аш ину и убеди в-
шись в том, что воду можно под-
нять на 35 футов (10,8 м), ф он-
танны й мастер П аул ь С валем
предложил «куриозности ради*
поставить ее в саду.
Работая в архиве над историей
строительства Невской ограды
Летнего сада, я наткнулся на доку-
мент, проливающий свет на даль-
нейш ую судьбу первой в России
паровой машины. І Іемнопіе знают,
что по проекту Ю . М . Ф ельтена
предполагалось украсить ш ейки
гранитных столбов Невской огра-
ды медными позолоченными гир-
ляндами из цветов и плодов, так
называемыми «фестонами». В 1773
году мастера Мартслли и Наум Се-
менов, которым было приказано
«сделать пробные нс красной меди
фестоны», затребовали на матери-
алы «имеющуюся здесь при мага-
зинах негодную изломанную зде-
ланную из меди и латуни огненную
маш ину*.
М астера
изготовили
пробный образец, но И. И. Бецкой
пришел к заключению, что подоб-
ное украшение слишком дорого, и
от идеи украсить колонны позоло-
ченными гирляндами отказались.
Кто видел водометы в Летнем
саду, не мог не задаться вопросом, а
как же они действуют, если нет ни
лошадей, вращающих водовзвод-
ное колесо, ни ветряных мельниц
(их предлагал построить архитек-
тор Леблон), ни, наконец, чуда тех-
ники - «огненной» машины. М ож -
но представить, с какой гордостью
Петр I давал необходимые поясне-
ния. Один из современников писал,
что Петр I вместе со знаменитым
архитектором Ш лютером подолгу
засиживались в токарне за изобре-
тением вечного двигателя. Прибор
постоянно ломался, царь так нико-
му его и не показал. Однако Петр 1
по-своему решил неразрешимую
задачу'. Он, как сказал бы поэт, «если
не вечность, то постоянства ища*
(И. Бродский), задействовал силы
природы. Самотечный водопровод
в Петергофе, исправно работаю-
щ ий третий век, чем не вечный
двигатель! И подобный же был в
Летнем саду.
В 1723 году по проекту Д. Тре-
зини на берегах Ф онтанки были
построены акведук и три водо-
взводные башни, после чего архи-
тектор Земцов приступил к строи-
тельству многочисленных фонта-
нов. Из архивных источников нам
известны некоторые подробности
об их декоре. Одни бассейны име-
ли облицовку из белого и цветно-
го так называемого «русского*
мрамора, другое из пудожского из-
вестняка, но встречались и свин-
цовые чаши.
План Летнего са д а . 1730-е гг. Сочинял, вымеривал Григорий Охлопков.
Рисовал п о д м астер ье А н д ре й Саф онов.
Стокгольм. Национальный музей. ГНС № 446
ІІСШЧІНШ
Пеіпербуїма.
.4 .7
(19)/ 2004
предыдущая страница 57 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 59 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст