рхеология Петербурга
раскрашенная свинцовая собачка с
лаем гоняется по кругу за крякаю -
щ ими утками. В X V III веке ф игур-
ки приводились в движ ение водя-
ной турбиной, а водяной орган и з-
давал «гласы*. П р и раскопках ф он-
тана « Ф аво ри тка* в Л е тн е м саду
обнаруж ены о ста тки д ер евян н ы х
конструкций водяной турбины .
Ещ е один фонтан - близнец пе-
те р го ф ск о го сто я л на п л о щ а д к е
Бол ьш ого партера у Л ебяж ьей ка-
навки. Великолепны й, богато и зук-
раш енный раковинами м ногоструй-
ны й ф онтан «Корона* очень напо-
минал ф онтан в петергофском саду
М онплезир. Сейчас он известен под
названием «С ноп*, а в петровское
время такж е назывался «Корона*.
К н а с то я щ е м у в р е м е н и у д а -
л о сь у ста н о в и ть н азван и я ш е сти
л е т н е с а д о в с к и х ф о н та н о в .
Э т о
Фонтан «Фаворитка» в Летнем саду. 1725 г. Раскопки 1988 г.
58
ІІгпччш и ІІгтгі>буі>іп.
.1 4
Я 11 9 )/ 2004
у п о м я н у т ы е «Гербовы й», « П и р а -
мида*, «Ф аворитка», а такж е «Ла-
коста* (п о им ени ц арского ш ута),
« Н а р ц и с с * с м р а м о р н о й статуей
ю н о ш и , з а гл я д е в ш е го ся на свое
изображ ение в воде, «Я блош ны й*
(п о -в и д и м о м у , в виде яблоневого
д ерева). В се эти ф о н тан ы , за и с-
клю чением последнего в л аби рин-
те, исследованы археологами.
У н и чтож ен и е ф онтанов в Л е т-
нем саду обы чн о связы ваю т с на-
в о д н е н и е м 1777 года. Н а сам ом
деле, за и скл ю чени ем трех д еся т-
ков ск у л ь п ту р н ы х ф онтанов в ла-
б и р и н те , все о сн о в н ы е водом еты
уцелел и; п о в то р и м , он и бы л и ра-
зобраны л иш ь в 1786 году.
Проект фонтана «Корона»
в Летнем саду. РГААА
« Н е нави ж у ф онтаны , которы е
м учат воду, давая ей течение, про-
тивное ее природе*, - писала Ека-
терина II Вольтеру. Д ействительно,
в ее резиденциях уж е не строились
новы е ф о н тан ы . Н о им п ератриц а
н а с м е ш и л а бы Е в р о п у , есл и бы,
п ровозгласив ж гуч ую ненависть к
«мучителям воды», принялась бы за
у н и ч то ж е н и е п е тр о в ски х водом е-
то в . Е й и в го л о в у не п р и ход и л о
такое д онки хотства. С ам а экспрес-
с и в н о с т ь в ы р а ж е н и я с в и д е те л ь -
ствует о том, что сказано не совсем
всерьез. О стр о у м н а я им ператрица
дала п онять автору «Кандида», что,
разделяя его взгляды, ставит дикую
природу выш е искусства, чтит Р ус-
со, словом, идет в ногу со временем.
предыдущая страница 59 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №19 (2004) читать онлайн Домой Выключить/включить текст